Факультет дополнительного образования провёл День открытых дверей онлайн!

22 мая 2020

16 мая 2020 г. факультет дополнительного образования провёл дистанционный День открытых дверей! Преподаватели СПбГИКиТ провели мастер-классы по кинодраматургии и звукорежиссуре, а сотрудники факультета презентовали новые программы профессиональной переподготовки: «Кинодраматургия», «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», «Лаборатория документально-игрового кино» и «Filmmaking. Базовый курс».

Факультет состоит из отделения дополнительного образования для детей и взрослых и отделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Курсы для детей 8-16 лет направлены на профориентацию, а программы для абитуриентов нацелены на подготовку к поступлению на творческие направления в вузы. В то время как курсы для взрослых – это возможность повысить квалификацию или освоить совершенно новую для себя профессию в сфере киноискусств.

День открытых дверей начала Полина Степанова, доцент кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ, кандидат искусствоведения, редактор анимационных и телевизионных проектов. Она провела вебинар «Идея моего фильма» и увлекла своим энергичным рассказом буквально каждого слушателя. Полина Степанова уже более 10 лет работает редактором и на занятиях всегда делится опытом, рассказывая о самых актуальных тенденциях в кинематографе зарубежом и в России.

На вебинаре спикер рассказала, с чего начать работу над сценарием или фильмов. Правильное оформление идеи фильма – залог того, что она понравится режиссёру, продюсеру, инвестору и зрителям. Как опытный редактор она отдаёт предпочтение заметкам, написанным вручную. По её словам, электронные девайсы не позволяют постоянно пробегать глазами записи и хаотично их править. Полина Степанова поделилась со слушателями универсальными схемами построения сценария и отметила:

– Если не знаешь законов, их тяжело нарушать.

Именно поэтому для создания новых форматов, сценарных решений необходимо изучить классические подходы, которые и сегодня используют в массовом кинематографе. На вебинаре слушатели узнали о различных жанрах кинематографа, телевидения и чем они отличаются, как правильно оформлять идею сценария, что такое теглайн, логлайн и синопсис. А ещё узнали о полезном упражнении «55 слов». Полина Степанова пояснила:

– Создание атмосферы визуального образа – самое важное в профессии сценариста. Он владеет не только словом, но и образом.

Участники Дня открытых дверей также познакомились с профессией звукорежиссёра. Антон Семёнов, доцент кафедры звукорежиссуры СПбГИКиТ, член Союза кинематографистов РФ провёл вебинар по основам звукорежиссуры и наглядно показал, как создавать, записывать и обрабатывать звук в фильмах и телепередачах.

Он отметил, что вебинар по кинодраматургии был полезен слушателям, ведь звукорежиссёр начинает свою работу с изучения режиссёрского сценария:

– Сценарист написал свой сценарий, дальше режиссёр его берёт в разработку и на этом этапе звукорежиссёр уже подключается к работе над фильмом, потому что, как вы понимаете, никакое кино без звука сегодня смотреть зритель не будет. Тем более, что сейчас технологии в звуке позволяют сделать совершенно феноменальные вещи. При читке сценария звукорежиссёр предлагает свою экспликацию на тему сценария. И затем звукорежиссёр, режиссёр, оператор и композитор обсуждают, как формировать изображение, которое будет сниматься, как выстроить съёмочный процесс.

Иногда звукорежиссёр предлагает решения, которое видоизменяет ход сценария. В таком случае и оператор по-другому поставит камеру, появится другая перспектива в кадре. Таким образом звукорежиссёр участвует в формировании съёмочного процесса.

Спикер показал, как создавать различные звуковые решения в программе ProTools, в которой работает большинство звукорежиссёров в мире. Звукорежиссёр, по сути, занимается совмещением драматургии звука, при работе над сценарием, и технологии, когда реализует идеи в работе с аппаратурой и компьютерными программами. В зависимости от помещения, меблировки и прочих условий пространства, в котором происходит действие сцены, звукорежиссёр выбирает нужные характеристики в программе ProTools и формирует акустическое пространство, которое необходимо для конкретной сцены фильма.

Во время обучения будущие звукорежиссёры учатся тому, как, смотря на картинку, её слышать и понимать, какие звуковые решения можно сделать. Для этого необходимо много практики, в том числе перевод литературы в звук. Более того, работа звукорежиссёра даже связана с психофизикой восприятия и психологией человека:

– Процесс работы очень трудоёмок и идёт в тесном контакте с режиссёром, оператором, и далее мы практически дотачиваем каждую сцену, работаем с костюмерами в шумовом озвучании и таким образом дописываем краски костюма – как он звучит: нарочито скрипит или воздушно шелестит. Мы даём звуком дополнительную краску ботинкам, формируя их по звучанию, добавляя брутальности или комизма. В том числе в интерьере можно добавить звуком мягкость или жёсткость, которую задумывал режиссёр.

В продолжение Дня открытых дверей сотрудники кафедры рассказали о старте приёмной кампании летом 2020 года. Курсы профессиональной переподготовки длятся от 4-х месяцев до 2-х лет, в зависимости от направления. Заведующая отделением повышения квалификации и профессиональной переподготовки Анна Угрехелидзе рассказала, что требованием к слушателям является наличие высшего или среднего профессионального образования. В отличие от специалитета или бакалавриата на курсах профессиональной переподготовки изучаются только профильные дисциплины.

В этом году факультет дополнительного образования открывает четыре новых курса профессиональной переподготовки: «Кинодраматургия», «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», «Лаборатория документально-игрового кино» и «Filmmaking. Базовый курс».

На курсе «Кинодраматургия» слушатели изучат теорию драмы, мастерство кинодраматурга, современный мировой кинематограф, основы режиссуры и монтажа, познакомятся со структурой сериала и освоят основы редакторского мастерства.

Курс «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств» подойдёт тем, кто стремится стать звукорежиссёром и научиться интерпретировать драматургическое произведение в звуковое решение фильма с помощью технологий. Антон Семёнов рассказал, что на курсе слушатели изучат все технологические этапы кинопроизводства, научатся делать звуковую экспликацию по сценарию, речевое озвучание, монтаж и работать с различными видами шумов, а также перезаписывать звук в системе Dolby 5.1.

Николай Макаров, режиссёр, мастер курса «Лаборатория документально-игрового кино» рассказал, что помимо общих базовых занятий, в программу включены дисциплины по режиссуре кино, операторского мастерству, режиссуре монтажа, работе с актёром и неактёром, кинодраматургии. Слушатели курса будут смотреть новаторские фильмы вместе с их авторами и анализировать кинокартины. Также в рамках курса пройдут встречи с ведущими мастерами кинопрофессий. Факультативно слушатели курса могут пройти практику на съёмках фильма в павильоне Учебного киновидеоцентра СПбГИКиТ, в рамках курса по программе профессиональной переподготовки «Актёр театра и кино», реализуемого совместно с театральной школой «Лёгкие люди». В процессе съёмок слушатели закрепят на практике полученные знания, узнают о взаимодействии на съёмочной площадке сценариста, оператора, режиссёра. А также слушатели научатся работать с актёрами, изучат тонкости киноосвещения, выбора ракурса и техники съёмки.

«Filmmaking. Базовый курс» – уникальный курс, направленный на всестороннее изучение кинематографа, основанный на опыте ведущих кинематографических школ США и Франции. Слушатели изучат режиссуру игрового кино-, теле- и видеофильма, монтаж, актёрское мастерство, звукорежиссуру, операторское мастерство, сценарное мастерство, а также продюсирование кино и телевидения.

В этом году открыт набор на «Высшие режиссёрские курсы» в мастерскую Виктора Евгеньевича Васильева, заместителя заведующего кафедрой режиссуры СПбГИКиТ, члена Союза кинематографистов РФ, Гильдии кинорежиссёров России, лауреат ТЭФИ.  Мастером курса «Режиссёр анимации» станет Владимир Дмитриевич Ефимов, доцент кафедры режиссуры мультимедиа и анимации, доцент кафедры операторского искусства СПбГИКиТ, режиссёр, художник-аниматор, график, член Союза кинематографистов РФ.

В завершение Дня открытых дверей, который впервые прошёл дистанционно, слушатели задали вопросы по обучению. Факультет дополнительного образования благодарит педагогов за познавательные и вдохновляющие вебинары и ждёт всех, кто мечтает попасть в сферу кино или просто больше узнать об этой отрасли на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также приглашает юных кинематографистов на детские и подростковые курсы, чтобы попробовать профессии на практике и подготовиться к поступлению в вуз.

Автор: Екатерина Гатаулина