Юсуп Разыков: «Надо просто хорошо делать свою работу, уважать свою профессию»

16 ноября 2019

Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ», который проходит в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, в девятнадцатый раз открыл свои двери для талантливых начинающих кинематографистов. Традиционно фестиваль включает в себя не только кинопоказы, но и различные мастер-классы. 15 ноября состоялась творческая встреча с членом международного жюри кинофестиваля, режиссером и сценаристом Юсупом Разыковым. Спикер рассказал о своем методе работе с картиной и своих ожиданиях от проектов, вошедших в конкурсную программу

Гость рассказал, что его путь в кинематографе начинался в юном возрасте:

– Нужны были маленькие актеры в детский фильм. И я пришел на так называемый кастинг. Я сыграл роль пионера-следопыта в фильме "Завещание старого мастера".  Режиссер фильма Юрий Степчук мне сказал, что из меня получится режиссер. И я, естественно, заболел этой мыслью. После школы я пошел работать на киностудию осветителем. Потом, в армии я писал литературные работы, чтобы поступить во ВГИК, на творческий курс. Так я оказался на сценарном факультете.

За время своей творческой карьеры Юсуп Разыков создал более 25 фильмов различного жанра. По просьбе студентов режиссёр рассказал о работе над отмеченными высокими наградами и получившими известность фильмами «Турецкое седло» и «Керосин»:

– Эти фильмы притчевые, сказочные, образные и снятые за копейки. «Турецкое седло», созданное в 2017 году, было снято за 1,5 млн рублей, после чего ко мне подошли продюсеры Александр Гадалов и Михаил Молотов и предложили сделать картину за 2 млн рублей. В ответ я подкинул идею об одинокой старушке. Так появился на свет «Керосин» – фильм о простых людях, которые учатся выживать в сложных ситуациях, любить и видеть красоту.

На примере этих двух картин спикер объяснил драматургам метод работы со сценарием, а также остановился на том насколько трудно приходиться кинорежиссеру создавать сценарии для сериалов на телевидении:

– Писать сценарий – вообще занудно, а я не пишу сценарий в привычном для этого виде, ведь вся эта американская форма совершенно убивает авторство. Еще Бергман говорил, что сценарий – это несовершенная форма записи кино. Я придерживаюсь принципа трех кубиков в фильме, когда каждую «главу» фильма можно переместить, переставить в другом порядке, удобном для восприятия. Что касается сценариев для телевидения, то мера ответственности одинаковая, просто говорить со зрителем надо по-разному. Да, сериалы – абсолютно продюсерская продукция. Но участие в проектах для телевидения и съемки большого, умного кино – две совершенно разные культуры. Где-то тебе дают свободу, где-то просят сделать так, чтобы героиню полюбили с первого кадра. На федеральном же канале нельзя сеять беспокойство, продюсер полностью контролирует твою работу. Однако телевидение спасло в свое время многих, отчасти в денежных вопросах. Я бы сказал, отвечая на вопрос, что надо просто хорошо делать свою работу, уважать свою профессию.

Интерес аудитории вызвал подробный рассказ режиссёра о роли музыки в картине. О том, как музыка создаёт нужную атмосферу, настраивает на правильный лад, организовывает смысловую основу фильма, обогащает ее.

Юсуп Разыков посоветовал студентам учится разбираться в литературе, изобразительном искусстве и культуре, расширять свой кругозор. По мнению режиссера, это очень помогает в работе над созданием кинофильмов. В конце творческой встречи гость пожелал студентам верить в свои силы и добиться успехов в кинематографе.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ
Елизавета Манько