Драматурги и киноведы СПбГИКиТ выходят в мир большого кино и телевидения

23 июня 2019

В 20-х числах июня в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения завершились защиты дипломных работ будущих драматургов (бакалавров и магистров) и киноведов (специалистов). Три дня профессионалы, члены комиссии, внимательно слушали выступления авторов дипломных проектов, предварительно ознакомившись с представленными полнометражными сценариями и научными работами будущих специалистов в области кинематографа

Государственную экзаменационную комиссию по драматургии возглавил Александр Николаевич Поздняков — российский драматург, киновед и режиссёр, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза журналистов и Союза кинематографистов РФ, почетный кинематографист РФ, президент Петербургской Федерации кинопрессы, многолетний сотрудник киностудии «Ленфильм». Рядом с ним трудились Валерий Михайлович Шпаков – писатель и драматург, лауреат литературных премий и автор многочисленных книг и пьес, Сергей Багатурович Сейранян – драматург и сценарист, автор сценариев к многочисленным сериалам, Анастасия Федорова – недавняя выпускница СПбГИКиТ, драматург, а также незаменимые преподаватели кафедры.

Здесь и практики, и теоретики, и знатоки великого русского языка. В течение нескольких недель все они пристально знакомились с художественным творчеством наших студентов, анализировали их сценарии (от 90 до 180 страниц текста), давая им обективную оценку.

Будущие бакалавры – выпускники сценарной мастерской доцента Николая Николаевича Винокурова, преподавателя СПбГИКиТ, сценариста и работника Ленфильма. В течение четырех лет под руководством своего мастера они постигали основы драматургии. Николай Николаевич крепко выучил своих студентов ремеслу. Теперь они готовы идти в производство, создаваать многочисленные сценарные драфты. Свой вклад в подготовку судентов осуществляли и другие педагоги, которые обучали азам культуры, искусства, углубленно занимались с ними аналитикой, эмпирикой и реальной практикой.

Защита показала, что ребята проделали огромный путь и имеют видимые перспективы в кино и на телевидении в качестве авторов сценариев, разработчиков диалогов, редакторов телесериалов. Тематика их сценариев связана с социумом, с человеком в современном мире, его ценностями.  

Нашлось место и детскому кино, и фантастике. По сценариям С. Деревянко студенты-режиссеры сняли фильм.  М. Аксенова и П. Гурьянова неоднократно представляли свои сценарии на питчингах проектов, в которых кафедра драматургии участвует регулярно.

Мастерскую магистров возглавляла кандидат искусствоведения, доцент кафедры драматургии и киноведения, редактор кино- и телесериалов Полина Михайловна Степанова. Её питомцы, будущие магистры, представили глубокие, серьезные теоретические работы (от 40 до 100 страниц текста) и полнометражные сценарии на тематику, связанную с их научно-исследовательским трудом.

Полина Михайловна серьезно работала с будущими магистрами, приобщая их к миру кино и кинодраматургии. Ведь ребята пришли из разных вузов – это журналисты, социологи, учителя, психологи и т.д. Весь их предыдущий опыт и знания необходимо было переплавить и направить в нужное для профессии русло. Что и удалось сделать.

И здесь комиссию ожидали настоящие открытия. Елизавета Прохорова, которая закончила бакалавриат в нашем Институте, за годы обучения в магистратуре, успела не только сделать достойную дипломную работу, но и написала 4 сценария для фильмов наших студентов, которые уже сняты и ждут оценки фестивалей и зрителей. Комиссия с огромным вниманием посмотрела фрагменты из этих фильмов, оценив трудоспособность Елизаветы. Выпускница также является лауреатом «ПитерКиТа-2018», автором сценария телевизионного фильма для канала «Россия» (фильм в производстве), автором научной статьи, которая представлена на международный конкурс Scopus.

Не менее любопытны достижения и других магистров. Так, Татьяна Касаткина – автор трех внедренных сценариев, Карим Тугужеков получил приз «ПитерКиТа» за документальный фильм «Кококорн», к которому написал сценарий, Наталья Паничева – автор внедренного сценария «Малиновый закат». Студентка из Ливана Юнес Хайят не просто научилась говорить, писать  и думать по-русски – она стала мастером своего дела, и ее сценарий в жанре документальной драмы вызвал подлинный интерес.

 

Киноведческую комиссию возглавил Михаил Сергеевич Трофименков – ведущий российский киновед, кандидат искусствоведения, автор многочисленных монографий по истории кино. Остальные представители комиссии – главные редактора, члены редколлегии и авторы известного российского киножурнала «Сеанс», действующие кинокритики. Этот коллектив авторитетных профессионалов высоко оценил научные работы киноведов-выпускников мастерской доцента Виктории Сергеевны Майзель – известного российского киноведа, председателя и члена жюри многочисленных международных кинофестивалей.

Дипломные работы были посвящены осмыслению важнейших фрагментов истории зарубежного кино: кинематографу Нового Голливуда и Ларса фон Триера, поэтике кинематографа А. Ходоровски и П. Пазолини, китайскому и французскому кино. Пространство и время, методы анализа в киноведении, теоретические аспекты развития кинематографа.

 

Работы студентов получили высокую оценку рецензентов – ведущих редакторов журналов и интернет-изданий, ученых в области кинематографа и были рекомендованы к публикации. Такие высокие результаты и качество подготовки определяет общая атмосфера, царящая на кафедре драматургии и киноведения, которой руководит доктор искусствоведения, профессор С.И. Мельникова. На кафедре было проведено  несколько этапов предзащиты, поэтому на защиту дипломов были предъявлены работы столь высокого качества.

Мы скоро вручаем дипломы о высшем образовании нашим выпускникам и, как всегда, ждем новых абитуриентов – будущих сценаристов и киноведов. До встречи на вступительных экзаменах, где вас ждут уникальные мастера и опытные преподаватели – Н.Н. Винокуров, П.М. Степанова и В.С. Майзель!

 

 

Текст: Светлана Ивановна Мельникова
Служба информации СПбГИКиТ