В рамках «ПитерКиТа-2018» прошел ряд мастер-классов. Часть I

20 ноября 2018

В этом году Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» прошел с расширенной программой. 20 творческих встреч провели маститые деятели культуры и кинематографии, поделились опытом, знаниями и планами на будущее

14.11.18

Станислав Довжик – российский продюсер, режиссер кино и телевидения, сценарист, генеральный директор кинокомпании «Эволюшн Пикчерс». 

Ульяна Шабельник – исполнительный продюсер, работала над созданием проектов: «Опасные связи», «Идеальная женщина», «Цена прошлого» и др.

Программу мастер-классов открыли представители кинокомпании «Эволюшн пикчерс». Студенты нашего вуза сотрудничают с этой компанией, участвуя в работе на съемочной площадке. Станислав и Ульяна рассказали о нюансах работы продюсеров. Главное, по словам спикеров, ориентироваться на канал и аудиторию. Ульяна, выпускница нашего Института, рассказала о видах продюсеров и какая ответственность лежит на каждом из них.

Станислав Довжик поделился со слушателями:

– Для продюсера важно понимать аудиторию, для которой он работает. Продюсер – это тот человек, который инициирует проект. Как родитель фильма. Продюсер должен определить, каким проектом он будет заниматься, на какую аудиторию его над будет направлять. Если говорить о каналах, то успешность проекта надо оценивать по доле канала (сколько людей в данный момент смотрят программу). Если режиссёры смогут снимать кино, которое поднимет долю, продюссеры за ними будут стоять в очередь.


15.11.17

Изабель Штевер – режиссер, сценарист и преподаватель Немецкой академии кино и телевидения DFFB. Лаурает множества пристижных наград и кинопремий.

Режиссер поднимала проблемы, с которыми сталкиваются кинематографисты. Часто у творческих людей бывают кризисы: беспокоет отсутствие идей. Как это побороть? По мнению Изабель, главное – опираться на жизненные истории, не следовать чужим законам и правилам в искусстве,  оставаться собой:

– Важно все время протаптывать новые дорожки, делать не только проверенные временем вещи, но и стремиться к чему-то новому. Иногда выпускники творческих вузов запутываются в своде правил и навязанной «чистоты», нужно стараться избегать застревания в такой рутине – в ней же остаются реализованные фильмы, идеи и проекты. 


Татьяна Ильина – советский и российский режиссёр-мультипликатор, сценарист, художник-постановщик, педагог. Член Союза кинематографистов. Лауреат государственной премии РФ в области культуры. Лауреат премии «Золотой орёл» за фильм «Щелкунчик». В данный момент ведет мастерскую как преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК.

Ею создано несколько десятков анимационных авторских  короткометражных работ, особый интерес у студентов вызвали два полнометражных продюсерских фильма над которыми работала Татьяна Никитична «Щелкунчик» и «Ку! Кин-дза-дза». На примере этих работ Татьяна Никитична показала особенности анимационного производства, взаимосвязи всех отделов и необходимость командной работы, раскрыла профессиональные тонкости и лазейки производства.

Татьяна Ильинична особо подчеркнула проникновение анимации во все формы, а так же другие творческие сферы, мультимедийность направления и широкие перспективы развития индустрии.


Максим Осадчий – российский кинооператор, актер и режиссер клипов, среди операторских работ «Дуэлянт» (2016), «Обитаемый остров» (2009), «Сталинград» (2013) и другие известные фильмы.

Встреча с оператором проходила в форме «вопрос-ответ». Студенты завадавали вопросы опытному мастеру о работе на съемочной площадке. Максим, чтобы не быть голословным, показывал фрагменты из своих фильмов, попутно рассказывая, как создавался та или иная деталь в фильме. На примере «Дуэлянта» оператор детально рассказал о том, как создавалась компьютерная графика. Встреча получилась очень интересной, многим объяснениям Максима студенты были искренне удивлены, ведь такую мастерски выполненную ювелирную работу трудно заметить на большом экране даже маститым кинематографистам.


16.11.18

Сергей Щеглов – куратор, работал и курировал проекты кинообъединения «Москва», куда входило более 10 кинотеатров, библиотечная и музейная системы. Также курировал работу трех театров. После был приглашён на работу в кинокомпанию «Феникс-фильм». 4 года возглавлял филиал кинокомпании. В 2006 году вместе с Инессой Юрченко создал кинокомпанию «Триикс Медиа».

Инесса Юрченко – юрист, которая помогла воплотить в жизнь множество известных кинопроектов. В 1999 году помогла составить контракт для проекта «Улицы разбитых фонарей». Работала и сотрудничала с множеством кино- и телестудиями.  В 2006 году совместно с руководством канала НТВ представили «Литейный, 4», который стал первым проектом «Триикс Медиа» и настоящим телевизионным долгожителем – было выпущено более двухсот сорока серий.

Продюсеры рассказали о тенденциях на отечественном кинорынке. По словам спикеров, сейчас самый востребованным жанром является детектив. Компания «Триикс Медиа» существует уже 13 лет, и на это время благодаря ей на экранах появилось много культовых сериалов. Сейчас продюсеры готовятся к выходу полнометражной ленты. Инесса Юрченко подчеркнула, что продюсер для успешной карьеры должен обладать знаниями из разных областей, от экономики до психологии:

– Многие думаю, что для продюсеров главное в жизни – деньги. Это не так, душевная составляющая тоже обязательно должна быть. Хотя какой бы ни была хорошей ваша идея, большой прокат – это всегда рискованно и проблематично. Сейчас молодежь предпочитает дорогостоящие «аттракционы». Опять же, не забывайте, что между деньгами и моральными ценностями надо выбирать второе.


Игорь Хилов – известный мастер анимационных игровых кукол, художник и педагог. Игорь Анатольевич сотрудничает с многими анимационными студиями, работающими над созданием анимации в технике STOP MOTION . Среди них такие студии как «Кристмас Фильмз», «Аниматограф», «Человек и время», «Анимос», «Классика», «Союзмультфильм».

На мастер-классе были продемонстрированы отрывки из многочисленных учебных и профессиональных кукольных мультфильмов с подробным пояснением Игоря Анатольевича об особенностях работы с куклой, о плавности движений и об одновременной взаимосвязи нескольких механизмов.

Мастер поделился профессиональными секретами и техническими приемами, благодаря которым можно достичь дополнительных спецэффектов в кукольном мультфильме. А так же  затронул тему проникновении современных технологий в анимацию стоп-моушена (STOP MOTION).


17.11.18

Аркадий Инин – Заслуженный деятель искусств РСФСР, актер, публицист, драматург, автор сорока кинокомедий, тридцати книг, более двухсот теле- и радиопередач, в том числе: «Вокруг смеха» и «От всей души!». Им созданы сценарии к таким картинам, как: «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди»,  «Однажды двадцать лет спустя», «Единожды солгав», «Одиноким предоставляется общежитие» и так далее. Награжден Орденами Дружбы (1998) и Почета (2008). Член жюри фестивалей: «Золотой Дюк», КВН, «Кинотавр», «Окно в Европу». Награжден правительственными наградами.

Аркадий Инин рассказал студентам о восприятии юмора в разных городах и нынешних тенденциях в юморе. Имея колоссальный опыт за спиной, писатель поделился жизненными историями, показал выпуск знаменитого «Капустника» и ответил на вопросы слушаетелей. Аркадий Яковлевич вспомнил о главных встречах на протяженнии жизни, одним из ключевых знакомств было с Леонидом Гайдаем:

– На самом деле, в моей жизни все – случай. С Гайдаем мы долгое время были соседями, но близко не общались. Конечно, я очень хотел, чтобы он снял кино по моему сценарию, но как-то не складывалось. Однажды я спешил на показ в «Доме кино», и пробегая около первого ряда сполкнулся об длинные ноги Владимира Наумова, советского режиссера. Я что-то пошутил, и между нами завязался короткий разговор. Наумов сказал, что Гайдай сидит без работы – в ход пошли мои юмористические сценарии. Так началось наше долгое сотрудничество.


Игорь Толстунов – советский и российский кинопродюсер, создатель и глава студии ПРОФИТ. Продюсер порядка 40 полнометражных художественных фильмов и более 50 телевизионных фильмов и сериалов.

Беседа проходила в формате «Вопрос-ответ». Всем присутствующим удалось лично спросить у Игоря Александровича все интересующие вопросы, связанные с  кинематографом. Поступали вопросы самых разных категорий: от оценивания кинопродюсером web-сайтов и создания киноклубов,  до самого популярного: «Что же все-таки сейчас востребовано на кинорынке?».

– Для каждой аудитории востребовано что-то свое. Сами понаблюдайте за многообразием эфирной сетки! У каждого канала – свой продукт и своя аудитория, – спикер четко объяснил, на что должен работать любой продюсер на телевидении и в кино.


19.11.18

Биргит Бормис – rиновед, театровед, профессор университета Аберистуита (Великобритания). Главный редактор сетевого журнала KinoKultura и научного журнала Studies in Russian and Soviet Cinema. Переводчик, консультант по отбору, член ФИПРЕССИ (курирует по странам Центральной Азии).

Главная тема мастер-класса – как подготовить статью к публикации в журнале SCOPUS. Биргит рассказала о нюансах написания научной статьи, сколько знаков должно быть в тексте, как добиться удачного прохода модерации. Среди слушаетелей было много преподавателей – сотрудники нашего вуза часто публикуются не только в творческих изданиях, но и на научных порталах.

– Цель моего выступления здесь – объяснить вам, что такое статья и что такое «скопусная публикация» – публикация в журнале, который высоко ценится. Мне хотелось бы подчеркнуть важность знания языка, особенно английского, если вы хотите публиковаться на международном уровне. Без знания английского вы, как кинорежиссеры, продюсеры, сценаристы, не можете полноценно ознакомиться с тем, что происходит в мире и выйти на этот уровень, – подчеркнула Биргит.


 

Станислав Гайлюнас – доцент кафедры режиссуры мультимедиа и анимации СПбГИКиТ, режиссер мультимедиа первого выпуска кафедры интерактивного искусства.

Мастер говорил об японской игровой индустрии и личном опыте присутствия на выставке игр Tokyo Game Show. Станислав подчеркнул, что индустрия восточных игр интересна для рассмотрения с профессиональной точки зрения. Также мастер заметил, что в России больше популярны игры на персональных компьютерах, а не на консолях. 

 

 

Служба информации СПбГИКиТ