Чжао Лян: «Я боюсь потерять ощущение "дома"»

21 сентября 2017

16 сентября в рамках 27-го международного фестиваля «Послание к человеку» в Институте кино и телевидения прошел мастер-класс китайского документалиста Чжао Ляна. Режиссер показал студентам свои работы и рассказал о трудностях, возникающих в ходе съемок китайских трущоб

Чжао Лян – один из самых известных независимых режиссеров документального кино в Китае, его фильмы были отмечены на крупнейших фестивалях Италии, Германии и Франции. Чжао Лян начал снимать кино более 20 лет назад, тогда же он определился с направлением всего своего творчества – в основе сюжетов его фильмов лежат истории простых людей из китайских трущоб:

– В 90-е годы мы начали активно искать локации для съемок, которые бы иллюстрировали «другой» Китай. Это время было трудным периодом для нашей страны, во многих городах возникали острые социальные противоречия, на почве которых происходили стычки между людьми. Нам надо было за короткий промежуток времени успеть запечатлеть все происходящее.  Многие официальные киностудии снимали хорошую сторону реальности, приукрашивая некоторые факты. Мы же пытались снять документальные фильмы, которые отражали истинное лицо того времени.

Чжао Лян подчеркивает, что его миссия – показать зрителям мир, в котором нет утопии. Героями документальных фильмов становятся китайцы, которые живут в полуразрушенных домах в условиях полной антисанитарии. Режиссер показал фрагменты своих фильмов, включая «Бегемот» - его последний полнометражный фильм, с овациями принятый на 72-м Венецианском фестивале. В его фильмах показана бытовая жизнь китайцев, живущих в трущобах. Несмотря на запрет показа фильмов Чжао Ляна в Китае, он не собирается уезжать из родной страны:

– Знакомые режиссеры все чаще эмигрируют из Китая, начинают снимать в странах Европы. Мне уже более 40 лет, и я боюсь потерять ощущение «дома».  У меня есть страх приехать в другую страну и не найти поддержки, не найти материала для съемок. Если мне будут сюжеты, снятые в другой стране, то я, конечно, могу съездить заграницу ради расширения своего творчества, чтобы потом вернуться в Китай.

В конце мастер-класса студенты, находившиеся под впечатлением от увиденных кадров и рассказов режиссера, задали мастеру вопросы. Слушателей в первую очередь интересовали такие нюансы как съемочная команда документалиста, наличие в ней иностранцев и продюсирование документальных фильмов. Чжао Ляну было приятно пообщаться с будущими кинематографистами, которые с пристальным вниманием отнеслись к проблеме независимого кино в Китае.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ