К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова в СПбГУКиТ посмотрели и обсудили фильм «Печорин»

27 октября 2014

Показ ленты режиссера Романа Хруща, снятой по мотивам романа «Герой нашего времени» прошел при участии самого постановщика, специально для этого приехавшего из Москвы. Собравшись в НИЦ Цифрового кинематографа, студенты университета вместе со столичным гостем пришли к выводу, что год юбилейных торжеств – это не только время перечитать произведения классика, но и повод взглянуть на них по-новому.

Показ фильма «Печорин» и его последующее обсуждение открыл заведущий кафедрой операторского искусства СПбГУКиТ Николай Волков. Представляя коллегу, свою речь он начал с неожиданного признания: оба кинематографиста были однокурсниками, и это их первая встреча за 34 года.

– С большим волнением и удовольствием буду сейчас смотреть этот фильм, – признался Николай Волков. – Когда у режиссера существует исключительно тонкое чувство композиции, изобразительного решения, тогда мы получаем замечательный результат, который можно даже (и это главный показатель для меня) смотреть без звука. 

В картине «Печорин» (2011) Роман Хрущ выступил как режиссер и автор сценария. С его подачи известные со школьной скамьи события романа сконцентировались вокруг воспоминаний главного героя за считанные часы до смерти. Картина пока имеет небольшую прокатную судьбу: в России «Печорин» был показан всего на двух фестивалях, зато завоевал множество наград на международных кинофорумах. Такой интерес со стороны зарубежной публики сам режиссер объясняет отсутствием у нее собственых представлений об оригинальном произведении Лермонтова, когда фильм не воспринимается как «экранизация русской классики».

– До меня «Героя нашего времени» ставили пять или шесть раз, – отметил Роман Хрущ. – По моим наблюдениям это были постановки практически в соответствии с оригинальным текстом. Я решил отойти от канонов. У меня запечатлены последние мгновения жизни Печорина, когда на него, умирающего после дуэли, нахлынули самые яркие жизненные впечатления: любовь, война, споры о смысле жизни....

На вопрос студентов какие сцены оказались самыми трудными в ходе съемок, режиссер и сценарист «Печорина» ответил, что это были крупные планы, а также съемки на «натуре». 

– В фильме нет ни одного кадра, сделанного при помоши компьютерной графики, а все «натурные» сцены мы воспроизводили в павильоне. По сути, мы работали как 50-70 лет назад. Но это было интересно.

Работа Романа Хруща собрала неравнодушные отзывы будущих работников киноиндустрии. Как отметили зрители, перед съемочной группой были поставлены достаточно строгие рамки: классический и хорошо изученный авторский текст, необходимость соблюдать антураж лермонтовкой эпохи и т.д. И хотя картина получилась скорее фильмом-впечатлением нежели сколько-нибудь подробным пересказом романа, это и стало ее выгодным оличием от предыдущих постановок.

Служба информации СПбГУКиТ