Александр Марков: «Кинохроника таит в себе бездну возможностей для создания фильма»

23 сентября 2014

Режиссер, киновед и куратор специальных программ Международного кинофестиваля «Послание к человеку» Александр Марков рассказал студентам СПбГУКиТ почему перед тем, как начать снимать, следует наведаться в архивы, и что настоящие шедевры создаются не перед камерой, а за монтажным столом. GUKIT.RU публикует фрагменты выступления.

– Не одно десятилетие идея, о которой я вам расскажу, в кинематографе работала. Если подумать, то человечество более чем за 100-летнию историю кинематографа отсняло огромное количество материала, и сейчас мы с вами постоянно что-то снимаем. Снимаем по интуиции, снимаем, чтобы показать друзьям, снимаем просто потому, что не знаем, зачем мы снимаем.... Но профессия режиссера требует четкой установки на организацию материала. То есть нужна идея на организацию этого материала. Прежде чем что-то придумывать новое, обратите внимание на старое, например, на когда-то отснятую пленку. Материал – это видеокадры, фотографии, документы и т.п. Их вы можете одолжить у знакомых, использовать личный архив (например, съемки родителей, бабушек и дедушек) или даже купить. Важно понимать, зачем он вам нужен и что вы хотите из него сделать. А из него вполне может появиться полноценный фильм.

– Режиссер Эсфирь Шуб одной их первых в советском кинематографе стала использовать тот материал, который не снимала сама. Придворные операторы императора Николая II снимали фильм о том, как живет Россия. Это должен был быть панегирик такой что ли, но этот материал не был организован, он остался лежать в связи с историческими обстоятельствами. Его нашли другие люди и стали использовать уже для своих целей, так родился фильм 1927 года «Падение династии Романовых». Это хороший пример, когда съемка велась для одной цели, а получилось, что кадры использовали уже для другой. Одному и тому же материалу можно придать многократный смысл. Эсфирь Шуб наглядно показала, как это делать – получился монтажно-хроникальный фильм с новым смыслом. Ведь большинство таких фильмов создаются за монтажным столом, потому что здесь важно все же, что ты увидишь в архивных кадрах. Есть ваша идея и материал, который сняли не вы: задача – адаптировать хронику под свой замысел.

– Есть еще один подход, который я выделяю в работе с чужим материалом. Это когда мы практически не видим авторскую работу, а формируем материал так, чтобы он сам рождал свой смысл. Фильм петербургского режиссера «Восхождение» снят на основе кинохроники, учебных и научных видеоотчетов. Картина организована в такую структуру, в такую аналитическую форму монтажа, где мы видим лишь определенный подход работы с кадрами, которые сами рассказывают историю. И получается, что хроника таит бездну возможностей в создании фильма. Картине даже не требуется закадрового текса, синхронов для повествования. Акцентированные шумы – ваше главное слово.

– Для молодого кинематографиста поиск хроники должен начаться в Интернете. В сети много ресурсов, которые располагают историческими материалами в свободном доступе. Искать можно кинолюбителей, которые снимали, например, Олимпиаду в СССР. И кадры с улетающим мишкой будут уникальными, потому что вы возьмете не растиражированную пленку, а авторскую…. Пусть и плохо снятые куски. Профессиональную съемку уже видели все. Но ситуация с правами обстоит сложная. Это касается именно официальных структур – петербургский фильмофонд, студия документальных фильмов.... Посмотреть вы там сможете, а скопировать получится только за деньги. А еще можно попробовать упросить руководителей позаимствовать несколько секунд для учебной работы.

Подготовил Максим Мирошниченко,
Фото: Федор Бондаренко.