В Институте кино и телевидения создан Художественный совет

1 декабря 2016

Состоялось третье заседание Художественного совета СПбГИКиТ. Мы попросили рассказать о новой коллегиальной структуре вуза заместителя председателя Художественного совета, декана факультета экранных искусств, Виктора Михайловича Будилова

– Виктор Михайлович, почему возникла необходимость в создании Художественного совета?

– У нас вуз творческой направленности. Это потребовало определенных организационных изменений. Недостаточно того, что у нас есть Ученый совет, который является высшим органом правления Института. Нам необходимо решать вопросы, связанные именно с организацией творческого процесса. Для этого ректором Института Александром Дмитриевичем Евменовым, который является председателем Художественного совета, были приглашены руководители основных творческих кафедр и направлений. В Художественный совет входят не только представители факультета экранных искусств, но и деканы других факультетов, начальник управления международного сотрудничества, проректор по воспитательной работе и многие другие. Задача совета – формирование творческой и художественной политики Института.

– Как именно Художественный совет будет влиять на творческую политику Института?

– В настоящий момент в вузе разрабатывается положение о творческом продукте. Это повлекло за собой коренную перестройку нашего видения учебного процесса, его программ и планов. Стартом для этой работы стало издание новых федеральных государственных образовательных стандартов. Мы обязаны привести все наши программы в соответствие с новыми стандартами, которые, в конечном итоге, дают нашему вузу более широкие возможности для организации творческой деятельности. Мы провели определенную «ревизию» и выявили, что в Институте в год, в соответствии с требовании этого стандарта, должно сниматься около 300 творческих работ. Но самой организации этого процесса  не было. В ближайшее время планируется создание методических разработок, в которых будет прописан алгоритм написания творческих курсовых и выпускных работ.

– Возникновение Художественного совета совпало с переходом вуза на проектную форму обучения…

­– Это не совпадение, а еще одна причина создания Художественного совета. Ректор принял решение о том, что мы должны развернуться в связи с выходом новых стандартов к более современному способу организации образовательного процесса, назвав его «проектным». Во главе угла стоит проект – наши с вами курсовые и выпускные работы. Вокруг них и «крутится» весь учебный процесс. И все творческие мастерские совместно работают на реализацию того или иного проекта. А их у нас около 300. Организационным ядром тут является Учебный киновидеоцентр, творческим – Художественный совет.

Мы сегодня вводим такое понятие, как «бумажный пилот» или постановочный проект. Ребята будут разрабатывать вместе с мастерами творческие идеи, которые потом будут презентованы на питчингах. На прошлом заседании Художественный совет принял решение об организации двух постоянно действующих творческих питчингов. Здесь важно упомянуть, что они будут открытыми. Один из них традиционно пройдет в октябре, в рамках «ПитерКиТа», а другой, новый, ориентировочно, в конце апреля. На нем будут представлены проекты короткометражного кино и мультфильмов.

– Получается, что студентов ждет серьезная конкуренция.

– Они должны быть готовы к ней, когда выпустятся. Естественно, мы будем отдавать приоритет нашим работам, нашим драматургам, но их у нас не так много. Именно поэтому, мы и пришли к идее открытых питчингов. Благодаря этому, у нас появится масса интересных сценариев и идей. Напомню, что нам нужно создавать в год около 300 работ. Думаю, что наш питчинг может стать одним из самых популярных в стране. Он ведь будет не просто питчингом ради питчинга, его цель – конкретное воплощение проектов командой наших студентов.

– Я правильно понимаю, что «Бумажный пилот» – это нечто большее, чем просто проект на питчинг?

– Это проект, полностью сделанный на бумаге. После утверждения кафедрой и мастером заявки, начинается формирование команды и создание постановочного проекта, который включает сценарий, режиссерский сценарий, кастинги, если это игровое кино, объекты и многое другое. Уже понятно кого снимаем, как снимаем, когда снимаем. Презентацию и защиту такого проекта ребята будут командой проводить на заседаниях Художественного совета, куда входят и мастера, и заведующий кафедрой, и, конечно, ректор, как его председатель.

 

– И все 300 проектов, которые будут делать ребята, пройдут через Художественный совет?

– Мы будем к этому максимально стремиться. Потому что это крайне важно. И не столько для Института, как учреждения, но еще и для самих ребят. Чтобы они еще на берегу понимали, какие их ждут подводные камни. Опытные мастера могут сразу разглядеть будущие проблемы и дать нужный совет. Художественный совет – это не экзаменационная комиссия. Это структура, задача которой – помочь ребятам довести их проект до такого состояния, чтобы его можно было воплотить. Решение Художественного совета – есть решение о запуске в производство.

–А будет ли возможность у Художественного совета смотреть все эти работы? Ведь все его члены – люди с очень большой нагрузкой.

– Пока у нас, к сожалению, задача решается тяжело. Потому что ребята, студенты наши, не привыкли работать в неких производственных графиках. Я вот вчера был на курсе у Виктора Ивановича Бутурлина. Объяснил ребятам, что у нас более трехсот работ. И что когда говорят, что Виктор Михайлович призывает делить студентов на категории, меня просто неправильно понимают. Мы не Болливуд, но даже Болливуд не сможет одновременно запустить 300 работ. Иными словами, чтобы справляться с такой нагрузкой, Учебному киновидеоцентру нужен график работ. Чтобы ребята не прибегали за полчаса до съемок с криками: «Срочно дайте нам камеру! Ах, нам ничего не дают?! Все пропало!». Художественный совет стремится к созданию нормального производственного графика. При этом у нас есть возможность заочного обсуждения. Мы можем разослать информацию, собрать мнения и на основе этого принять решение. Если у кого-то простой и неигровой проект, то можно и не обсуждать его на Художественном совете. Это нормально, когда человек знает, что 1 декабря он защищает постановочный проект, затем готовится и 1 февраля выходит на площадку. При этом у него такое-то количество съемочных дней, такая-то техника, такая-то выработка, такой-то постпродакшн. Все понятно, нет партизанской войны, а есть здоровый производственный процесс.

Например, если у ребят выпускная работа – это игровое кино с летней натурой, то понятно, что его надо запустить хотя бы в августе, в каникулы, на четвертом курсе. Если они запустятся, например, в декабре, то они к июлю не успеют выйти в натуру.

– Многих студентов волнует появление различных съемочных категорий. Расскажите об этом.

–Если для съемок нужна летняя натура – то первая категория, она запускается на четвертом курсе. Если она не нужна, то вторая, которая запускается на пятом. В третью категорию попадают ребята, которые в установленные сроки не сдали заявки и не представили постановочный проект. Это чрезвычайные обстоятельства.

Для таких студентов мы оставляем, к сожалению, запуск только с 1 февраля. У них будет очень короткий срок. Получается, что они должны в декабре-январе защитить свой проект и начать снимать уже под самую завязку, с высокими рисками.

– Другая «горячая» тема – это авторские права. Ведь у ребят не всегда получается соблюдать их при подготовке, например, курсовых работ.

– На последнем заседании Художественного совета мы договорились, что если это курсовая работа, которая делается, как исключительно учебная, то это находит отражение в титрах. И дальше студент может в мастерской на кафедре показывать ее, монтировать и т.д. Это наша учебная работа. К нам никаких претензий нет. Но такая работа не может быть показана на фестивалях, включая «ПитерКиТ», и в телеэфирах. Другой вариант. Кино или программа для публичного показа. В этом случае все должно быть оформлено в соответствии с нормативными документами об авторских и смежных правах. Тут возник вопрос: если мы снимаем какие-то работы не внутри вуза, а для внешних структур, можно ли их принимать, засчитывать. Мы сказали, да, конечно. Существуют только два условия. Первое, творческая  заявка должна быть одобрена на кафедре и постановочный проект должен быть одобрен художественным советом. И второе, когда такая работа выносится на защиту, должны быть приложены все документы, подтверждающие ее легальность.

– Какие еще вопросы были рассмотрены на последнем заседании Художественного совета?

– Отдельно мы рассмотрели вопрос о летней практике. В том числе возможность съемки фильмов детской тематики в рамках работы в летних образовательных центрах Ленинградской области. Ребята едут туда съемочной командой. Мы полностью обеспечиваем питание, проживание, заработную плату порядка 12 тысяч рублей. Студенты получают практику и снимают в лагере вместе с детьми фильм. В конце сентября фильмы, которые мы снимем за лето, станут участниками фестиваля летней практики, который нам помогает организовать правительство Ленинградской области. Это абсолютно легальное кино, которое мы будем выносить на все форумы. Мы планируем сформировать 6 съемочных групп, в каждую из которых войдет 10 человек. Во главе будет руководитель практики. Такую работу мы будем расширять и углублять. Работать начинаем в феврале, а в мае уже должны появиться постановочные проекты.

– Не ограничит ли художественный совет творческую свободу студентов?

– Заметьте, что мы ни разу с вами не говорили о творческой составляющей работы. Мы говорим только об организационном моменте. О том, каким образом мы можем в рамках имеющихся возможностей обеспечить производственный процесс. Фантазия ребят безгранична – мы не будем ее сковывать. Производственные рамки, конечно, существуют. Мы стараемся помочь ребятам правильно организовать работу и воплотить их идеи.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика