Студентам СПбГУКиТ преподали основы журналистики путешествий

16 октября 2014

В рамках развития в вузе нового направления «Туризм», основатель первой в России школы тревел-журналистики «Trevologia», писатель и телеведущая Юлия Щукина провела мастер-класс для студентов. Из двухчасовой встречи будущие специалисты узнали, что уже на выходе из университета их записная книжка должна буквально «дымиться» от контактов известных людей, а хорошего тревел-журналиста выделяет совсем не количество посещенныx им стран.

Юлия Щукина – опытный и известный журналист в столице. За ее плечами большой опыт работы на телеканалах «Домашний», «Звезда» и «ТВЦ», статьи в ведущих журналах о путешествиях и несколько изданных книг-путеводителей. Открывая первую в стране школу тревел-журналистики, гостья университета, по ее собственным словам, понимала, что это направление в России только начинает набирать обороты. Поэтому целью визита Юлии Щукиной в Санкт-Петербург стало не только общение со студентами, но и обсуждение дальнейшего сотрудничества с вузом в плане подготовки профессиональных кадров. 

– Тревел-журналистика – это не сколько стран вы объездили, а сколько контента, то есть, фотографий, видео и текста, вы оттуда привезли, – начала свое выступление Юлия Щукина. – Я путешествую 15 лет и не могу сказать, что была в огромном количестве мест, но, после каждой поездки делаю огромное количество материала для журналов, книг и телеканалов. 

Двухчасового мастер-класса едва хватило, чтобы затронуть основы журналистики путешествий. «Как писать о том, что уже и так известно всему миру?» – звучал один из тезисов выступления.

– Не рассказывайте в сотый раз про одни и те же достопримечательности, – предостерегла будущих специалистов Юлия Щукина. – Ищите людей, героев: местных жителей, служащих, старушек, которые уже 25 лет стоят на одном месте и продают цветы…. Эти люди многое видели и могут поделиться действительно уникально информацией. При этом, вы всегда должны излучать энергию познания и ваш герой должен это видеть! Высший пилотаж в тревел-журналистике – это когда читатель, прочитав ваш текст, захочет узнать больше, то есть вы мотивируете его к самосовершенствованию и новым знаниям.

Важнейший процесс журналистской работы, по словам гостьи, – это полное погружение в разрабатываемую тему, когда автор, словно хамелеон, подстраивается под ситуацию и примеряет на себе роль героя материала. В качестве примера Юлия Щукина вспомнила свою работу над туристическим путеводителем по Грузии, за время которой успела выучить грузинский язык, освоить народные танцы и поработать на сборе винограда:

– Невозможно писать о чем-то и быть при этом абстрагированным. Ловите момент эйфории, творческой самореализации, и он будет постепенно приносить свои денежные плоды и признание, – призвала она аудиторию.

Большую часть мастер-класса составил разбор «кейсов» – реальных примеров из журналисткой практики, из которых гостья, вместе со студентами, делала выводы о навыках работы хорошего корреспондента. Одна из историй касалась подготовки для тревел-журнала интервью с телеведущей Жанна Агалаковой:

– Жанна живет в Нью-Йорке, а наш журналист – в Ставрополе. Что делать? Жанна отвечала на наши письма, но, ссылаясь на полное отсутствие свободного времени, вопросы никак не комментировала, пока не пропала окончательно. И, когда время уже приближалось к выпуску журнала, Светлана (автор материала) поздравила Жанну с днем матери и, неожиданно для себя, получила в ответ благодарность с приложенными ответами на все наши вопросы, то есть, уже готовый материал! В этом случае победила настойчивость журналиста, желание сделать свою работу.

В заключении встречи эксперт коснулась темы будущего трудоустройства, актуальной для журналиста любого жанра:

– Для работодателя вы, как журналисты, будете интересны и ценны количеством интересных контактов в ваших записных книжках. Причем, это должен быть не просто список – люди должны вас знать и быть потенциально готовыми ответить на ваш запрос. Поэтому планировать свою карьеру нужно начинать уже сейчас, чтобы через два-три года не проснуться с дипломом на руках и вопросом «что дальше?». Заранее говорите себе, с кем из медийных лиц вы хотели бы пообщаться, а возможность всегда найдется!

Татьяна Кручинина,
Служба информации СПбГУКиТ

 


Яндекс.Метрика