Томас Куфус: «Сотрудничество с Сокуровым было одним из самых значимых за всю мою карьеру»

7 декабря 2017

1 декабря студенты Института поучаствовали в беседе с немецким режиссером, продюсером Томасом Куфусом. Мастер рассказал слушателям о своей карьере в киноиндустрии и сотрудничестве с российским режиссером Александром Сокуровым

Томас начал свою кинокарьеру со съемок двух документальных фильмов: «Моя война» и «Блокада». Вторую картину режиссер частично снимал в Ленинграде,  используя редкие архивные фотографии и съемки.

– Действия моего второго фильма разыгрываются как раз здесь, в Ленинграде. В 1990 и 1991 годах, в ходе перестройки я снимал фильм о блокаде. Тогда мне было около 30-ти лет. Пока я работал ассистентом режиссера в другом проекте, находясь в Ленинграде, как раз понял масштаб города и масштаб трагедии, которую народ пережил во время блокады. Осознал значение всего этого во Второй мировой войне.

Фильм показали на немецком кинофестивале Берлинале, где картина шокировала немецких зрителей: никто из них ранее не видел страшных кадров из жизни блокадного Ленинграда. В ленинградском Доме кино так же была премьера, которую вел Александр Николаевич Сокуров, известный в начале 90-х лишь по документальным фильмам. Томас Куфус познакомился с режиссером, с чего началось долгое, плодотворное и судьбоносное сотрудничество: примечательно, что Сокурову мастер посвятил львиную долю мастер-класса.

Вместе с российским режиссером Томас, в роли продюсера, создал несколько картин: «Тихие страницы»(1994), «Мать и сын» (1997), «Молох» (1999), «Отец и сын» (2003) и «Франкофония» (2015). Смешанные чувства у зрителей вызвала картина «Тихие страницы», снятые по мотивам «Преступления и наказания» Федора Михайловича Достоевского. Из-за своеобразности изображения художественного замысла многие зрители просто уходили из зала спустя 20 минут от начала фильма, но Томас всячески поддерживал любые начинания Сокурова:

– Большая часть «Тихих страниц» была отснята в Германии. Во время работы над этим фильмом я познакомился со всей командой. Меня интересовали те вещи, которые мы делали с Сокуровым вместе: как мысли интерпретировались в кадре.

В ходе рассказа Томас Куфус представил слушателям Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора кафедры звукорежиссуры Владимира Марковича Персова. С Томасом они вместе работали на съемках нескольких фильмов Сокурова, немецкий продюсер отметил высокоталантливую работу российского мастера и преподавателя.

Вторая картина, которую Сокуров создал совместно с Томасом Куфусом, называется «Мать и сын». Мастер подчеркнул, что российский режиссер в конце 90-х снимал художественные фильмы, которые разительно отличались от работ западных коллег. Коллаборация двух стран, России и Германии, по словам Томаса, для того времени было странным, но очень важным для мирового кинематографа:

– Сотрудничество с Сокуровым было одним из самых значимых за всю мою карьеру. Мы были одними из первых, кто сотрудничал с режиссером из России. Для меня, как для продюсера, было важно показать фильмы Александра Николаевича не только у себя в стране, но и в мире. Думаю, мне это удалось – именно тогда многие зрители познакомились с творчеством российского режиссера.

Важно отметить, что съемки картин совместного производства России и Германии символизировали «мостик» между двумя странами. Дружба двух разных народов переросли в создание произведений искусства, которые и по сей день пересматриваются любителями авторского кино. 

Томас Куфус с 2009 по 2015 года возглавлял правление Немецкой киноакадемии. В 2016 году был удостоен ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

В конце встречи Томас поделился своими мыслями о том, какие кино можно и нужно продюсировать, дав, таким образом, негласное наставление юным кинематографистам:

– Я хочу участвовать в создании художественных фильмов. Несмотря на то, что будут ли эти произведения приняты широкой публикой или нет. Мне кажется, что фильм, которому я отдаю 2-3 года своей профессиональной жизни, много эмоций, энергии, работы и большие ожидания, должен мне нравиться. Это не просто продукт, который мы выпускаем. Это совершенно особенное дело, в которое я вкладываю себя, и делаю все от себя зависящее. Хочется, чтобы в итоге картина получилась такой, какой я себе ее представлял.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика