Форум Кинематографистов (American Cinematographer, March 2017)

12 июня, 2017 - 23:00

СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ КИНЕМАТОГРАФА: РЕЖИССЕР, ПРОДЮСЕР И ОПЕРАТОР ПИТЕР ФОН ПУТТКАМЕР О СОЕДИНЕНИИ ЭПОХ

Более 35 лет я работал в качестве продюсера и режиссера документальных фильмов, создавая программы независимо и в сотрудничестве с такими крупными телесетями, как Discovery Channel, Animal Planet, PBS, BBC, ITV, History Channel, National Geographic и тд. Вместе с моей женой Широй в рамках нашей компании Gryphon Productions я получил уникальную возможность создавать эпизодические и полнометражные документальные картины различной тематики. Я погружался в изучение истории древних пещер, используемых для человеческого жертвоприношения; вместе с венесуэльскими охотниками нам удалось заснять и затем съесть гигантских 12-дюймовых тарантулов; рука об руку с легендарными исполнителями мы записывали классику соула; наконец, оперировали горных горилл. И в 90-х годах нам даже удалось поохотиться на йети, что мы продолжаем делать и сейчас в рамках текущего документального сериала для Discovery Communications’ Destination America «Killing Bigfoot» («В поисках Йети»), который стартовал в феврале. И сравниться с таким объемным и разнообразным списком тем способно разве что количество форматов записи, с которыми мне приходилось иметь дело за все эти годы: 16-миллиметровая пленка, Sony 3⁄4” U-Matic, Betacam, Betacam SP, 1” аналоговый, цифровой Betacam, HDCam, DVCam, HDV, Panasonic DVC-Pro – в результате чего большинство моих старых проектов сегодня невозможно использовать, а безжалостный технологический прогресс уничтожил их потенциал. Пока продюсеры ожидают переход будущего телепроизводства в область стриминга и цифровых интернет-ресурсов, большинство из нас возвращается к технологиям прошлого, к попыткам воскресить старые форматы и добиться максимально качественного изображения и звука. И хорошие новости заключаются в том, что сегодня множество отличных способов преобразования изображения способны подарить новую жизнь старым проектам. Разумеется, сохранять баланс между наилучшим доступным качеством изображения и наиболее экономичными решениями всегда сложно, и хотя у цифровой реставрации изображений по-прежнему есть ограничения – 16-миллиметровую пленку и цифровой Betacam стандартного качества 16x9 лучше преобразовывать в HD чем в, скажем, формат 4:3 SD Betacam – множество вариантов остаются доступными. И в отдельных случаях, касающихся интернет-дистрибуции, особенно на личных онлайн каналах, технологические требования изображения куда менее важны, чем его содержание.

Историю моих достижений в области реставрации я начну с рассказа о фильме, над

которым работал с 1989-1991 гг. в качестве продюсера и режиссера вместе с писателем-антропологом Уэйдом Дэвисом (автором книги о зомби «Змей и Радуга»). Фильм называется «The Spirit of the Mask» («Дух маски»). В настоящее время я вожусь с почти 50 000 футами 16-миллимитрового негатива этого фильма, состоящем из редчайших, никем до этого не запечатленных индейских церемоний, включая присущие племенам Тихоокеанского Северо-Запада уникальные танцы в масках. Эта работа была создана с участием главных потомственных вождей племен Нуу-ча-Нюль и Квакиутл. Многих из них теперь нет, и нам поступил ряд предложений архивировать этот материал, чтобы сохранить для будущих поколений. Теперь две моих цели состоят в реставрации оригинального 51-минутного телевизионного документального фильма в стандартном разрешении для распространения в цифровом виде и переводе, как минимум, в 2К формат километров пленки записанных местных церемоний племени Потлач.

На раннем этапе реставрации главная проблема состояла в том, что безопасное хранилище для пленки Vancouver film studio обанкротилось, и отснятый видеоматериал был перенесен в маленькую квартиру родственника владельца этого хранилища. Несколько лет назад мы вроде забрали все банки с плёнкой, и видимо, нам только так казалось. Банки и коробки продолжали всплывать год за годом. И даже недавно мы наткнулись на пару банок в ванкуверских хранилищах CBC-News!

Мое путешествие впервые привело меня к Pro8mm в Бербанке, Калифорния, где я сделал 5000 пробных кадров. Pro8mm является лучшим выбором в стране для обработки Super 8mm пленки для архива и новых проектов, с последующим переводом изображения в 2k и даже 4k форматы. Также они очень хорошо работают с форматами 16мм и 35мм пленки, с тремя различными сканерами-некоторые из которых делаются на заказ, в зависимости от ваших требований. Они переносят как 16мм так и 35мм пленку с таймкодом в самые различные профессиональные цифровые форматы, включая dpx файлы точной цветокоррекции. Это семейная компания, они работают с различными производителями кино, домашних видеоархивов и крупнейшими в киноиндустрии. Я также поговорил с людьми их Tchnicolor Montreal, у которых есть хорошие инструменты для реставрации старых фильмов-особенно снятые на 35мм пленку, но их отдел реставрации занят работой над восстановлением cultural arifacts с первых дней по настоящее время. Предназначенный для обработки для исторических медиа, их художники-реставраторы освоили технику коррекции цвета, удаления царапин и шумов. Используя сканеры Arri и Spirit, они могут переводить 16мм пленку в 4к и 35мм пленку в 6к разрешения. Они могут повышать резкость и и цветовую насыщенность видео формата SD.

Следующей моей остановкой стала калифорнийская компания Illuminate Hollywood в Studio City, в которой используются новейшие технологии, позволяющие вернуть к жизни устаревшие видеоматериалы. На самом деле, как раз старший вице-президент Illuminate, Стив Галлоуэй (Steve Galloway), оказался первым, кто предложил не просто архивировать имеющийся видеоматериал, а восстановить первоначальную запись. Он показал мне созданную их компанией систему iConform, которая использует технологию «распознавания лиц/предметов» и позволяет автоматически соединять оригинальные отсканированные негативы с существующей мастер-копией. Получив результаты сканирования, Illuminate может приступить к цветокоррекции, устранению зернистости изображения и другим манипуляциям для создания нового файла, готового к трансляции в современных технических стандартах HD и 4К. Студия Illuminate уже использовала эти инструменты для реставрации телевизионных сериалов для крупных студий, таких как CBS, Fox и Universal. Они воссоздали такие проекты, как The X-Files, 24, Star Trek: The Next Generation и Playhouse Pee-wee.

Вторым проектом, который я принес Стиву, был наш документальный фильм 1999года, «Sasquatch Odyssey: the Hunt for Bigfoot». Таинственная, но не лишенная юмора, история о четырех эксцентричных исследователях, которые в 1950-60х годах охотились на снежного человека. Отобранный для показа на международном фестивале документальных фильмов Doctober Festival, проект мог получить возможность выхода на DVD на Amazon, но формат, в котором он был снят, стал препятствием на пути к выходу фильма в международное пространство.

Для этого мы хотим воспользоваться другим предложением студии “Illuminate”: технологией “Smartrez IT”, которая использует сложные запатентованные алгоритмы,позволяющие владельцам контента конвертировать стандартный и высококачественныйматериал в HD, 2K, 4K, UHD и HDR. В этом процессе используются многочисленные фильтры для повышения четкости изображений; уменьшения шумов; удаления артефактов; решаются проблемы аляйзинга; преобразовываются 3:2 (pulldown); фиксируется нарушенный темп через продвинутое покадровое слежение. Технология работает намного быстрее, чем предыдущие версии. “Illuminate” проводит короткие бесплатные пробные тесты и при завершении проекта предоставляет клиентам окончательный файл. Система была использована для конвертации таких сериалов как “Love & War”, “Married ... With Children” и “Who's the Boss?”.

Со всей нашей сосредоточенностью на изображениях, иногда мы забываем, что есть звук, с которым тоже нужно иметь дело. Хотя Ванкувер является крупным центром кинопроизводства, мы обнаружили, что ни одна звуковая студия по-прежнему не обладает

возможностями коррекции аудиозаписей. И все же, как в некую постапокалиптическую эпоху, есть люди, живущие на окраинах, которые собирают старое профессионально аудио-оборудование и делают реставрацию для кинематографистов и старых рок-групп, основные записи которых живут на магнитной ленте.

В нашем случае аудио - тесты проводились под наблюдением архивиста Джейми Перевела и несколько голосовых поверх дорожек из больших барабанов, работающих на 15 кадров в секунду. Теперь я знал, что наш звук можно восстановить, но только с ограниченным бюджетом. Так как даже самая хорошо спланированная конвертация фильмов и видео будет запущена средним режиссером. Тысячи или даже десятки тысяч долларов я бы упустил, если бы я не указал на такие дешевые варианты, как eBay и Blackmagic Design, - которые могут быть особенно полезны для людей с большим количеством отснятого материала. На eBay я смог собрать полдюжины старых видеокамер не более, чем за сто долларов за штуку. В некоторых случаях они нуждались в чистке и даже замене деталей. И мне пришлось искать последних выживших техников, которые могут ремонтировать Sony Betacam, HDCam и Panasonic DVCPro HD. Но многие из этих камер все еще продаются на целых 32 000 долларов дороже в розничных видео-магазинах, даже с ремонтом моих онлайн-находок эта сделка оказалась выгодной. И с помощью всех доступных нам технологий мы смогли перенести оригинальные документальные фильмы в качество Apple ProRes 4:2:2, а затем повысить их до 1920x1080 HD через Adobe Premiere или Final Cut. Кроме того, теперь мы могли получить доступ ко всем оригинальным записям, некоторым из которых исполнилось 20 лет и более, чтобы сохранить их для будущего.

Что касается пленки, то сканер Blackmagic Design’s Cintel преобразует 16- милиметровые и 35-милиметровые негативы до качества 4K Ultra-HD, и приобрести его можно в пределах 30,000 долларов. Последняя версия сканера использует встроенный в компьютеры Mac порт Thunderbolt 2, который упрощает и ускоряет процесс обработки пленки без вреда для материала. Со скоростью передачи информации до 20 Gb/s вы можете перенести все данные напрямую в компьютер и проводить цветокоррекцию в идущей в комплекте DaVinci Resolve. Наконец, как заинтересованный в сохранности собственных проектов кинематографист, я не уверен, что снимаемые сегодня цифровые файлы представляют наилучшие возможности для архивации. Наши изображения сегодня запечатлены благодаря широкому спектру форматов и кодеков, а хранятся такие материалы на ненадежных жестких дисках, способных всего лишь после 5 лет использования прийти в негодность. В случае с пленкой, мы можем быть уверены в сохранности наших проектов на протяжении как минимум 20 лет, и, вполне вероятно, дольше. Это осуществимо благодаря системам хранения пленочных материалов LTO, однако носитель все равно остается уязвим перед физическим распадом и проблемами со считыванием данных. Другой же проблемой может послужить постоянно обновляющееся программное обеспечение, способное потенциально удалить устаревшие данные предыдущих версий систем LTO. Существует ли выход из ситуации, спросите вы? В то время как объемные сервера и облачные базы данных входят в повседневную жизнь, может ли среднестатистический кинематографист позволить себе загружать терабайты данных быстро и дешево? И отдельно нужно говорить о безопасности. Будет ли у хакеров возможность проникать в объемные облачные хранилища вопреки всем способам защиты и удалять терабайты оригинального материала? На данный момент лучшие решения для безопасного бэкапа данных по разумной цене предоставляет Amazon Glacier – однако доверят ли студии, киносети и крупные кинематографисты свои драгоценные материалы открытой для общественности базе данных.

Будущее кино и видео-архивации видится ярким, пускай ряд вопросов по-прежнему остается без ответа. В любом случае, не спешите избавляться от ваших старых футажей и проектов. У них все еще есть шанс на вторую жизнь – и на принесение потенциальной прибыли в цифровой век.

Яндекс.Метрика