«Живая классика» объединяет время, пространство и поколения

4 мая 2021

В конце апреля завершился полуфинал крупнейшего в России Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», который проводится уже 10 лет при поддержке Министерства просвещения РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В проекте ежегодно принимает участие более 2,5 миллионов школьников из всех регионов России и из 80 стран мира. В рамках конкурса участники в возрасте от 10 до 17 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений. В результате прослушивания 15 человек выйдут в финал и выступят в середине мая в Международном детском центре «Артек», в Крыму, а лучшие из финалистов – в суперфинале на Красной площади в Москве.

В состав жюри финалов конкурса в разные годы входили известные деятели культуры - актеры и режиссеры, среди которых: Иван Охлобыстин, Сергей Гармаш, Борис Грачевский, Егор Кончаловский, Александр Домогаров, Кристина Асмус, Михаил Полицеймако, Алла Михеева, Борис Смолкин, Андрей Соколов, Игорь Петренко, представители медиа: Павел Гусев (главный редактор газеты «Московский комсомолец»), журналист Светлана Сорокина, лауреат премии «Национальный бестселлер», писатель Сергей Носов.

В этом году в качестве членов жюри были приглашены преподаватели СПбГИКиТ – Е.И. Лелис, заведующий кафедрой медиакоммуникационных технологий, доктор филологических наук; В.Ю. Прокофьева, профессор кафедры медиакоммуникационных технологий, доктор филологических наук, М.А. Дмитриева, доцент кафедры искусствознания, кандидат филологических наук, и Е.А. Евдокимова, доцент кафедры искусствознания, кандидат философских наук. Им предстояло в формате онлайн оценить выступления школьников по нескольким критериям: выбор текста произведения и органичность его исполнения, способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей, грамотная речь и дикция.

В качестве текстов для исполнения участниками были выбраны фрагменты из произведений Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Аверченко, М. Зощенко, Н. Тэффи, П. Бажова, Ч. Айтматова, В. Распутина, Б. Васильева, В. Шукшина, В. Астафьева, Ю. Яковлева, М. Пришвина, Т. Толстой, В. Шекспира, Б. Шоу, Э. Хемингуэя и многих других авторов.

Преподаватели поделились своими впечатлениями от участия в этом интересном мероприятии. «Среди тех, кто удостоился высшего балла, - отмечает В.Ю. Прокофьева, - надо выделить ребят, обратившихся к классическим текстам – фрагментам произведений из школьной программы, в которых найдены были точки соприкосновения с собственным мироощущением, когда интонация своего миропереживания оказалась вдруг уже высказана когда-то и надо всего лишь уловить эту волну и «встроиться» в текст. И были те, кто представил произведения современные, незнакомые большинству слушающих и оценивающих, и запомнившиеся открытием нового слова, нового нарратива, нового ощущения себя в современном тексте.

Перед нами прошла галерея образов мировой литературы XIX и ХХ веков, в которых слово писателя воплощалось в речевых экзерсисах участника и порой дополнялось невербальным контекстом, создающим атмосферу произведения и раскрывающим талант выступающего».

«От работы в жюри конкурса я получила самые яркие впечатления, - говорит М.А. Дмитриева. – Интуиция чтецов преодолевала завесы времени, воссоздавала современные и давно канувшие в лету эпохи, культуры, миры… Выступления многих из ребят стали заявкой на движение к новым высотам, новым дерзаниям, конкурсам и победам».

«Мне очень понравились все дети, - делится впечатлениями Е.А. Евдокимова. - Очень трудно было судить, очень страшно причинить незаслуженную боль. Особенно трудно было судить первого. Но радостно и трогательно, что дети работают с текстом, читают, выбирают, интерпретируют. Мы, действительно, прикоснулись к «живой классике».

 

Кафедра медиакоммуникационных технологий,
кафедра искусствознания