Мастерская Сокурова представила свои работы на ММКФ

28 апреля 2021

Неотъемлемой частью и продолжением образовательного процесса в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения является участие наших студентов и слушателей в российских и международных кинофестивалях.

Участие в фестивалях даёт молодым начинающим кинематографистам возможность показать свои знания, полученные во время обучения, увидеть реакцию зрителя в зале и воочию убедиться, насколько был освоен киноязык, и насколько удачно режиссёр и его команда смогли донести до зрителя заложенные в произведении идеи и эмоции. В свою очередь, участие в различных сопутствующих мероприятиях, смотры работ своих сверстников из других регионов страны и стран мира обогащают и дают почву для дальнейшего профессионального роста и новые связи. Исключением для этой доброй традиции не стала и мастерская Александра Николаевича Сокурова.

В 2020 году, в условиях карантина, учебные работы мастерской Сокурова были показаны в онлайн формате в специальной программе Туринского кинофестиваля. Впервые в международный фестиваль такого уровня было включено так много фильмов учеников одной киношколы (всего на фестивале было показано 18 работ мастерской): 5 учебных работ под общим названием «Поле» были показаны в открытой секции «Кино и пейзаж». В особой программе «Время начал» (Il tempo degli inizi) был показан блок из 12 учебных фильмов, а фильм Владимира Копцева  «Моя любимая сестра спит еще» вошёл в конкурсную программу короткометражных фильмов (Torino 38 Shorts: International Short Films Competition).

23 и 24 апреля на 43 Международном Московском Кинофестивале состоялось особое событие - впервые в истории Московского кинофестиваля целый тематический блок был посвящен работам одной киношколы -  в рамках спец. показа «Обратная перспектива» было показано 12 короткометражных фильмов нашего вуза:

• «Времена года» и «Митя Елизаров» - реж. Юрий Мокиенко
• «Конструкция» и «Что хочу» - реж. Владимир Копцев
• «Любимый братом» - реж. Демид Романов
• «Приползёшь» -  реж. Сергей Кальварский
• «То же» - реж. Муслим Могушков
• «Банный день» - реж. Мария Антонова
• «Белый шум» - реж.  Демид Романов
• «Маленькая женщина» и «Часть круга»  - реж. Всеволод Воронов
• «Сигналы» - реж. Никита Добрынин

А работа Андрея Натоцинского «Катя» вошла в конкурсную программу короткометражного кино.

Места в кинозал были раскуплены ещё задолго до начала показа. Молодых режиссёров пришли поддержать друзья и родственники, из Санкт-Петербурга приехали студенты СПбГИКиТ, которые участвовали в съемках короткометражных фильмов в составе съемочных команд.

Перед показом Александр Николаевич обратился к зрителям и участникам фестиваля с приветственным словом:

У нас два дня показов – сегодня и завтра. Наша мастерская, 19 человек, - люди все взрослые, у всех есть уже образование. Учиться придётся 3 года, сейчас отучились полтора. 3-ий курс будет дипломным.

С первого курса мы сразу стали снимать. Главный лозунг нашего [образовательного] процесса: «Будь свободным, ты – свободный человек, ничего не бойся». Можно всё, что нужно для достижения художественного результата. Нет ограничений тематических, формальных и т.д.. Поэтому, они - свободные люди, и я не ставлю для них ограничений. Каждый  борется за приведение в жизнь своей художественной программы – это самое главное. У каждого есть право создать своё произведение теми способами и теми средствами, которыми они владеют. Они – свободные люди. Ну а что будет дальше – Бог покажет…

Страна большая, много национальностей, много регионов, и все мы очень разные. И наш курс представляет Россию, так мне хотелось бы - хорошие, старые, большие и малые русские города, и курсанты представляют настроение и дух этих городов.
Ректор нашего института и мой друг Андрей Сигле приложили достаточно усилий, чтобы уговорить меня набрать этот курс, и я согласился.
Здесь, сейчас, в Москве показывается не всё, что сделано в мастерской. У нас есть ещё целый пакет фильмов, которые мы сможем показать на других фестивалях, и там, так же как и в этой программе, есть, как мне кажется,  блестящие работы.

Перед показом ведущий пригласил наших слушателей, чтобы они представились, рассказали пару слов о себе – откуда, как решили поступить в СПбГИКиТ, с чем столкнулись при реализации съемочного процесса.

Первые просмотры показали, что отобранные на ММКФ работы очень не похожи друг на друга, как по жанру, так и по форме повествования и содержанию. Зрители имели возможность увидеть и драму, и детскую комедию, и короткометражный экшен. Ученики Александра Николаевича касались как вечных тем, так и острых социальных вопросов современности:  Мария Антонова в фильме «Банный день» рассказала историю девушки, освободившейся из мест лишения свободы, передала страхи и надежды человека, который оказался отрезанным от привычных социальных связей; выполненные на высоком техническом уровне фильмы Владимира Копцева «Конструкция» и «Что хочу» показали нам грани мужского характера в разных жизненных обстоятельствах - в одном тренер, посвятивший жизнь воспитанию учеников, оказывается прикован к кровати, а в другом – сотрудник специального подразделения оказывается «зажат» между чувством выполненного долга и нравственными переживаниями; в фильмах «Приползёшь» Сергея Кальварского и «Часть круга» Всеволода Воронова мы можем увидеть, как токсичные отношения в семье влияют на человека, а фильмы «То же» Муслима Могушкова и «Любимый братом» Демида Романова касаются тонких вопросов социального табу и существования человека, оказавшегося у его границ; фильм «Белый шум» Демида Романова показал современного молодого человека, героя нашего времени, а фильмы «Времена года» и «Митя Елизаров» Юрия Мокиенко вызвали неподдельный, жизнерадостный смех и погрузили в атмосферу детства. Во всех фильмах чувствовалась свобода и творческая индивидуальность авторов.

После первых показов Александр Николаевич также обратился к присутствующим:

В 80 случаях из 100 именно сверхусилие, сверхнапряженность, вера в себя рождают вот эту вот особенность какого-то кинематографического дарования – через труд. В кино поэтическое воодушевление совершенно в стороне, на окраине. Если вы не сумеете преодолеть цензурные, политические, социальные, экономические, свои собственные проблемы – ничего вы не сделаете. Только преодолевая всё это, вы взращиваете и создаёте своё дарование. Поэтому, когда придёте смотреть эти работы завтра – это всё есть результат сверхусилия моих молодых коллег-курсантов.  Они создают себя. И моего участия, право же, совсем не много.

После показов зрители имели возможность задать свои вопросы, одним из которых оказался вопрос: «чего вам не хватает для творчества?». Вот несколько ответов наших слушателей:

Мне не хватает внутреннего развития. Саморазвития. Мне нужно больше думать, больше анализировать, больше работать, больше времени.

Мария Антонова.

А мне не хватает Сибири. Я из Иркутска, Байкал. И для меня Санкт-Петербург, Москва – это новые места. Здесь всё по-другому, и люди другие, всё. На родной земле проще, ты всё понимаешь. Вот это то, чего не хватает, а остальное решаемо. А нехватка средств, чего-то ещё, времени, бытовые проблемы – это топливо для преодоления и проверка твоего желания.

Никита Добрынин.

Согласен с Никитой, что в общем кино можно как-то снять, но лично мне мешают какие-то пробелы в эрудиции – как раз то, что мы сейчас восполняем на занятиях в нашей мастерской, ну и, может быть, нехватка смелости.

Юрий Мокиенко.

Самое сложное - это преодолеть путь до письменного стола, сесть за него и что-то сделать. А всё остальное вполне по силам.

Всеволод Воронов


Так прошёл показ работ в Москве, но не закончилось участие фильмов слушателей мастерской Александра Николаевича Сокурова в фестивалях - ведь совсем скоро состоится Международный Кинофестиваль в Каннах, куда уже было отправлено 7 работ наших слушателей в раздел Cinefondation. С нетерпением ждём объявления результатов отбора, и желаем учащимся нашего вуза дальнейших творческих успехов и свершений.

 

Факультет дополнительного образования