Виктор Евгеньевич Васильев о тенденциях киноиндустрии, кинообразовании и высших режиссёрских курсах

16 июля 2020

2 июля 2020 г. Виктор Евгеньевич Васильев – заместитель заведующего кафедрой режиссуры СПбГИКиТ, член Союза кинематографистов России, лауреат ТЭФИ, мастер курса профессиональной переподготовки «Высшие режиссёрские курсы» провёл открытую творческую онлайн-встречу. Он поделился своим взглядом на кинематограф, медиаобразование, а также рассказал, как проходят занятия в его режиссёрской мастерской.

Прежде всего, становясь режиссёром, полезно узнать текущие тенденции киноиндустрии. Виктор Евгеньевич рассказал, что в мировой кинопрокат в год выходит примерно двухсот фильмов, а снимается свыше шести тысяч. При этом американские фильмы занимают 66 % в мировом кинопроизводстве. По мнению Виктора Евгеньевича, для успеха в мировом кинопрокате необходимы универсальные фильмы, понятные зрителям разных культур, в отличие от национального кинематографа. Многие советские фильмы по-прежнему популярны именно среди российских зрителей, потому что демонстрируют отечественную и родную культуру. И даже если события картины будут считываться иностранной аудиторией, то не в той мере, в какой это происходит внутри России. Так, в Голливуде делается не американский кинематограф, а транснациональный, для которого зрительская аудитория – не только Америка, а весь мир.

В год на российские киноэкраны выходит порядка ста фильмов в год. Современный отечественный кинематограф в чём-то превышает среднеевропейский уровень. Виктор Васильев отметил, что часто российский современный экран по отношению к советскому кинематографу оценивают на порядок ниже. Мастер зачастую предлагает студентам собрать список, который они разделяют на семидесятые и восьмидесятые годы. И получается, что в 1970-80-е годы снимали по три-четыре достойных фильмов в год. Виктор Евгеньевич считает, что не нужно идеализировать советский кинематограф.

Под «современным кинематографом» Виктор Евгеньевич подразумевает фильмы с 2000-х годов, и отмечает, что эта граница достаточно размыта и в ближайшее время будет сдвинута уже к 2010-м годам. Размышляя о кинопроизводстве в нашей стране, Виктор Васильев отмечает положительные тенденции:

– Практика показала, что мы вполне способны конкурировать с голливудскими фильмами. Тарковский, Звягинцев показали, что они конкурировать очень даже могут и очень успешно.

Также мастер рассказал об экспансии игрового кинематографа в сферу телевидения, фестивальном продвижении. Многие из учеников Виктора Васильева завоёвывают награды на конкурсах и фестивалях. Одно из наиболее громких достижений принадлежит Олесе Яковлевой, режиссёру фильма «Сложноподчинённое». Фильм был отобран в конкурсную программу Каннского кинофестиваля Cinefondation в 2019 году.

Многих абитуриентов вузов, людей, которые стремятся поступить в учебное заведение и научиться режиссуре волнует вопрос выбора вуза или киношколы. В России около 10 киношкол, которые ежегодно выпускают режиссёров, и возникает вопрос «не много ли режиссёров сегодня приходит на кинорынок?». Виктор Евгеньевич поделился интересным наблюдением, выявленное при сравнении российского и американского кинообразования – в Америке около ста киношкол, которые выпускают тысячу фильмов в год, а в России лишь 10 киношкол, наиболее известных. В связи с этим мастер убеждён, что необходимо выпускать больше фильмов, создавать киношколы в регионах, в которых ещё не налажен процесс кинообразования, в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга.

– Во все школы сразу не пойдёшь учиться, надо выбирать. Есть Министерство науки и высшего образования и оно составляет ежегодный рейтинг, который выражается в таблице, в конкретных цифрах: участие в фестивалях отечественных и зарубежных, победы на международных фестивалях, фестивалях класса «А» и «Б». Так, в 2019 году, по этому рейтингу Министерства науки и высшего образования, наш институт занял первое место! – рассказал Виктор Васильев.

Взрослым людям, которые не работают в кинопроизводстве и хотят научиться профессии режиссёра подойдут «Высшие режиссёрские курсы». В советские времена на них шли учиться, как правило, работники кино, а сегодня обучение рассчитано в большей мере на тех, кто ещё не знаком с этой профессией:

– Большая часть людей, которые поступают на наши высшие режиссёрские курсы, не работают в киноиндустрии, – заметил Виктор Васильев.

Так как приёмная кампания идёт летом и в сентябре, то мастер призывает не откладывать поступление до осени, а подавать документы уже в июле. Он выдаст слушателям список книг и фильмов для изучения, чтобы слушатели в октябре уже имели нужные представления о кинематографе. Виктор Евгеньевич отметил, что мастерская в этом году имеет ряд принципиальных отличий от предыдущих наборов. Например, введена новая практическая дисциплина «Техника и технология съёмки кино и телефильма», на которой слушатели в Учебном киновидеоцентре СПбГИКиТ научатся работать со съёмочной техникой и профессиональным светом. Мастер поделился, что во время обучения слушатели изучают сценарное, операторское мастерство, но зачастую боятся сделать первый шаг и снять фильм:

– В связи с этим мы также ввели изменения в наборе этого года – строго говоря, для диплома слушатели должны снять один короткометражный фильм хронометражем от десяти до тридцати минут. Можно и больше, только будут сложности с фестивальным продвижением, потому что сужается круг фестивалей, на которые можно этот фильм отправить. В мастерской этого года мы за первые семь-восемь месяцев обучения мы должны снять короткий фильм по сценарию наших сценаристов.

Такое требование Виктор Васильев ввёл для того, чтобы слушатели уже за первый год обучения сняли фильм, научились набирать съёмочную команду, работать с операторами, сценаристами, актёрами и продюсерами. Слушатели могут сотрудничать как со слушателями других курсов профессиональной переподготовки, изучающих операторское мастерство, кинодраматургию, продюсерство или актёрское мастерство, так и со студентами СПбГИКиТ.

Если вы мечтаете связать свою жизнь с миром кино, Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ приглашает всех желающих освоить профессию кинорежиссёра на «Высшие режиссёрские курсы» в мастерскую Виктора Евгеньевича Васильева. 21 июля в 18:00 пройдёт онлайн-собеседование с мастером.

Автор: Екатерина Гатаулина


Яндекс.Метрика