Факультет дополнительного образования провёл онлайн-разговоры с известными мастерами кино

25 июня 2020

В мае и июне 2020 г. в рамках «Марафона бесплатных онлайн-лекций» факультет дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения провёл ряд встреч с выдающимися и признанными мастерами кинематографа – Виктором Мережко, Александром Сокуровым и Игорем Масленниковым. Разговоры получились полезными и принесли массу позитивных эмоций спикерам и участникам.

Дистанционные встречи позволили широкой аудитории подчерпнуть знания в области кино, в том числе и той части зрителей, которые находятся в других городах. Модератором онлайн-разговоров с профессионалами кинематографа выступила декан факультета дополнительного образования СПбГИКиТ Екатерина Сазонова. Главной темой стало кинообразование – как начинающему режиссёру пробиться в большое кино, как выбрать учебное заведение и мастера, какие личностные качества важны для успеха в кино? Каждый мастер получил множество вопросов от слушателей, связанных с его собственными работами, историей успеха и просьбы дать рекомендации тем, кто только пробует снимать своё кино или писать кинодраматургические произведения.

15 мая прошёл онлайн-разговор с Виктором Мережко – советским, российским сценаристом, кинорежиссёром, драматургом, писателем, актёром, телеведущим, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом России. Будучи сторонником живого общения, он попросил участников встречи включить камеры и микрофоны.

Именно сценарий является фундаментом кинопроизведения. Виктор Иванович напутствовал молодым кинодраматургам, что при выборе профессии важно не отступать от выбранного пути и продолжать развиваться, преодолевая трудности:

– Кино и драматургия – это не только интуиция, но ещё и ремесло. Этой профессии необходимо учиться. Конечно, когда вы ремеслом овладеете по-настоящему, высшие силы начнут помогать вам складывать сюжеты и вы будете входить в те «миры», о которых сейчас даже не думаете.

Виктор Иванович пишет по пять-шесть страниц текста ежедневно для создания сценария. И сравнивает кинодраматурга с хорошим спортсменом, который если оставляет занятия спортом, то деградирует. Призвания недостаточно: необходимо овладевать профессией. Виктор Мережко рассказал о начале своего профессионального пути, первых успехах и отметил, что для успешного трудоустройства нужно пробиваться своим умом и упорством. Кино – это не только искусство, а ещё и идеология.
При написании сценария необходимо учесть многие факторы, грамотно продумать конфликты и характеры персонажей:

– При написании сценария, если вы на первых трёх страницах вы не завяжете конфликт, сюжет, то дальше ничего не получится, – отметил Виктор Мережко.

Однако мало придумать, важно ещё и правильно записать свои идеи. Какой сценарий востребован на современном кинорынке: литературный или «американский»? В учебных заведениях часто преподают оба вида, чтобы полноценно развить навыки будущих кинодраматургов. В мировом кинематографе распространена американская система записи сценария, которая строится по форме пьесы и содержит диалоги и обозначения ключевых действий героев. Однако Виктор Иванович записывает свои работы в форме литературного сценария. Многие из них изданы, потому что записаны в форме прозы, хотя являются драматургическими произведениями. Он пояснил, что в отличие от драматургии, проза не предусматривает конфликтных ситуаций. В завершение онлайн-разговора Виктор Иванович ответил на вопросы слушателей.

28 мая состоялся онлайн-разговор с Александром Сокуровым – известным российским режиссёром, народным артистом России, неоднократным лауреатом отечественных и международных кинофестивалей, мастером режиссёрской мастерской в СПбГИКиТ.

Самый частый вопрос задавали о том, будет ли Александр Николаевич набирать новых слушателей в мастерскую. К сожалению, ответ мастера категоричен: другой набор он не планирует, а новых слушателей в действующую мастерскую не принимает. При этом мастер открыт для диалога на публичных лекциях и мастер-классах, поэтому у всех желающих есть возможность перенять необходимые знания и опыт у признанного режиссёра:

– Всё зависит от желания человека, насколько страстно он хотел бы учиться. Я не случайно это слово использую, потому что это очень важно. Всякое обучение – сложное, режиссёрское и художественное учение – очень сложное. Поэтому страсть, и боль, и сила – если она в вас есть, вы преодолеете всё. Велико желание – не обращайте внимание ни на какие ограничения, ни на какие условности – идите и делайте то, что вы считаете нужным.

Размышляя о том, какую киношколу будущим режиссёрам выбрать, Александр Сокуров отметил, что высшие учебные заведения в отличие от коммерческих школ, дают более полную и основательную программу, несут общественно-профессиональную ответственность. При этом в первую очередь рекомендует абитуриентам слушать своё сердце, идти к тем педагогам и мастерам, которые им интересны.
Основная трудность для начинающих режиссёров, операторов, сценаристов заключается в получении доверия крупных кинокомпаний. Как правило, сотрудничество начинается с небольших денег и заказа на короткометражную или документальную кинокартину. Бывает и по-другому:

– Если ваш дипломный фильм или курсовой уже являет собой художественный убедительный результат, и вы можете после окончания вуза обеспечить себе хорошие контакты с продюсерскими силами, телевизионными структурами. Если Вы поработаете над сценарием и так далее, и так далее. В нашей мастерской, которая была в Нальчике, работать над сценарием своей будущей жизни начинали уже на четвёртом курсе. И после окончания института при готовности сценария мы получали гранты министерства культуры и можно было уже серьёзно работать. Но это только для тех, кто не ленив и хорошо, качественно работает и учится. Качественная работа и качественное обучение избавляет от тех трудностей, о которых мы говорим, – рассказал Александр Сокуров.

Мастер согласился с распространённым мнением, что кинооператорам проще начать карьеру, чем режиссёру. Ведь ответственность за оператора-дебютанта возьмёт на себя именно режиссёр. Помогает дебютировать и современная съёмочная техника, которая упрощает работу кинооператора. Многие при выборе для себя кинопрофессии размышляют о том, чтобы начать обучение самостоятельно, отказавшись от обучения в школах и вузах. Александр Николаевич поделился, что при самостоятельном становлении велик риск допустить много ошибок и замедлить своё развитие. Режиссёры-мастера помогают своим ученикам в становлении и жизненном, и профессиональном:

– Если у вас долговременные планы, вы хотите связать с режиссурой всю свою оставшуюся жизнь, это звучит, наверное, как-то громко, то нужно думать о формировании фундаментальных навыков и фундаментального умения. По традиции, которая существует в мировой культуре и искусстве, наибольшего совершенства достигают те, кто прошёл школу. Это касается живописи, литературы, архитектуры, то есть всего. Там, где за вашей спиной есть труд, школа и систематической обучение, систематическая работа, там всегда качество результата становится необратимым, – поделился Александр Сокуров.

Также Александр Николаевич ответил на вопросы, связанные с режиссурой, взаимодействием с коллегами на съёмочной площадке, работе над сценарием, поделился опытом режиссёра и педагога. При этом можно выделить основные качества, которые помогут освоить одну из самых востребованных профессий – быть трудолюбивым, образованным и открытым для восприятия нового опыта и инструментов выражения своих мыслей.

23 июня прошла творческая встреча с Игорь Фёдоровичем Масленниковым – кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии России, президентом петербургской студии «Троицкий мост», руководителем «Высших режиссёрских курсов» СПбГИКиТ, автором книг.

Игорь Масленников сразу предупредил участников встречи, что поставит эксперимент и постарается не использовать иностранные слова.

Размышляя на самый частый вопрос – как стать режиссёром и в каком возрасте лучше осваивать эту заманчивую кинопрофессию, мастер отметил:

– Режиссура бывает разная. Бывает режиссура диктаторская, когда человек придумывает свою конструкцию, фильм и категорически настаивает на том, чтобы сделать именно так и ни в коем случае по-другому, и ни на что не соглашается. Это способ кукольного театра, когда всё зависит от основного придумщика этого дела. Есть великие режиссёры, которые являются такими «диктаторами». Но я исповедую совсем другую режиссуру – консолидирующую, коллективную. Я считаю, что хорошие режиссёры, а у меня были хорошие учителя: Григорий Павлович Козинцев, Иосиф Ефимович Хейфиц, Юрий Александрович Товстоногов, это всё люди, которые умели организовать фильм, то есть собрать хорошую группу, собрать хороших актёров, заразить их этой идеей. И с тем, чтобы все поучаствовали в этом фильме старались сделать так, чтобы им казалось, что они тоже соучастники этого дела. Вот это с моей точки зрения самая симпатичная и приветливая режиссура, которая и даёт какие-то большие результаты. Основная режиссура как раз такая. С самого начала определись для себя – кем ты хочешь быть в этой профессии: диктатором или участником интересного, общего процесса.

Ремесло режиссёра непростое и требует многих умений. Режиссёр должен уметь разбираться в человеческих характерах, объяснить персонажа актёру, а также обладать литературными способностями в написании сюжета, создании в нём интриги. Игорь Фёдорович посоветовал не браться за сценарии, в которых нет живой истории и живых персонажей, потому что необходимы настоящие характеры и порекомендовал обязательно формулировать детали истории и финал до того, как начнутся съёмки.

В продолжение встречи мастер поделился наблюдениями, что в цивилизационном мире заканчивается эра печатных книг и начинается время цифровых технологий. Со времён Древней Греции театр являлся соборным зрелищем и объединял огромное количество людей, а впоследствии эту традицию продолжил и кинематограф, особенно во времена распространения широкоформатного кино. Сегодня же многие кинозрители смотрят фильмы на экране мобильных устройств, что является совершенно другой формой киноискусства. Клиповое и рекламное мышление сделали более востребованными короткометражные фильмы.

Игорь Фёдорович поделился историями создания своих фильмов, в том числе о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. А также подчеркнул, что для успешного кино необходимы ирония и юмор.

Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ благодарит каждого из мастеров за проведённые онлайн-разговоры и выражает надежду на продолжение образовательных бесед в стенах вуза!

Автор: Екатерина Гатаулина