Александр Адабашьян – о времени, закономерных случайностях и опытах кубинской кинопедагогики

13 ноября 2019

13 ноября 2019 года в переполненном до отказа киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения прошел мастер-класс Александра Адабашьяна – сценариста, режиссера, художника, киноактера. В этом году Александр Артемович возглавил жюри фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ». Студенты с огромным нетерпением ждут его беспристрастной  оценки их творчества

Мастер-класс начался видеороликом, посвященным творчеству мастера. «Пять вечеров», «Раба любви», «Собака Баскервилей», «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Мастер и Маргарита» - эти фильмы уже в истории отечественного кинематографа. А вместе с ними и Александр Адабашьян. Масштаб личности художника, лишенной при этом какого бы то ни было пафоса (а в этом участники мастер-класса убедились с первых минут), был очевиден.

Александра Адабашьяна приветствовал и представил залу ректор института, профессор Александр Дмитриевич Евменов, который традиционно является Президентом Открытого международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ»:

– Сегодня вы встретитесь с удивительным человеком, который совместил в себе все кинематографические профессии. Используйте эту возможность максимально эффективно! 

Мастер-класс прошел в атмосфере взаимного доверия автора мастер-класса и зрительного зала, при этом на высочайшем уровне культуры, тонкого художественного вкуса, явленного Александром Адабашьяном. Художник по образованию, всем остальным профессиям он обучился во время работы на сценической площадке. Студенты с удивлением узнали о том, что юный Адабашьян был и ассистентом режиссера у легендарного ныне кинооператора Павла Лебешева, и сутками сидел в монтажной, постигая сложное искусство монтажа, и учился у лучших художников по костюмам.

–  Лучше всего учиться подмастерьем у хорошего мастера, – заключил свою мысль Александр Артемович.

Краткий рассказ о собственной жизни и творчестве невольно стал уроком многим начинающим кинематографистам. Неоднократно из его уст звучало слово «случайно». При этом это лишь видимый слой примет судьбы. Под ним – многолетний труд, бесконечные опыты, умение учиться, способность вовремя развернуться и пойти другим курсом, при этом совсем не изменяя себе и своим творческим принципам. Имя Адабашьяна всегда связано с подлинными образцами литературы, поэзии, живописи, театра и кинематографа. Поэтому все случайности (такие, как, к примеру, режиссерский опыт постановки оперы «Борис Годунов» в Мариинском театре или преподавание в Кубинской киношколе) выглядят вполне закономерными…

– Большинство кардинальных поворотов в моей жизни происходили действительно случайно, но к этим случайностям я был готов. Хорошее образование, опыт, интерес ко всему, что меня окружает. Именно эти вещи помогают нам крепко ухватиться за предоставленный шанс, и ни в коем случае его не упустить! 

Мастер цитировал Пушкина и Диккенса, Толстого и Пастернака, ненавязчиво убеждая студентов в том, что художнику необходима прочная гуманитарная (и не только!) база, которая много раз отзовется на протяжении жизни и даст импульс к рождению свежей художественной мысли. Так, блестящее знание французского языка еще со школьных времен сделало возможным его работу во Франции и постановку фильма «Мадо, до востребования». Этот бесценный опыт (снова случайный, как сказал Мастер!) дал ему многое, в том числе возможность побывать в роли кинорежиссера.

Студенты оказались очень активными, заняв все проходы в очереди к микрофонам. Их волновало многое: будущие актеры спрашивали о его актерской биографии и любимых ролях в кино, режиссеров больше интересовали  режиссерские сценарии основных фильмов Адабашьяна, драматурги заговорили о  взаимоотношениях Мастера с современным интернет-пространством. И вопросы сыпались бы без конца, если бы встрече не подошел конец. Она завершилась мощными аплодисментами и большой фотографией на память – на сцене оказалась добрая сотня студентов и гостей, окружившая замечательного человека, Художника, побывать в интеллектуальном и энергетическом поле которого – особая ценность. Непреходящая.

Это событие проходило под эгидой Санкт-петербургского международного культурного форума и в рамках проекта «Питеркит. Детское кино» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

 

 

Зав. кафедрой драматургии и киноведения,
профессор С.И. Мельникова


Яндекс.Метрика