Они воевали с киноаппаратом в руках

6 сентября 2019

27 августа около корпуса СПбГИКиТ прошла церемония закладки камня памятника фронтовым кинооператорам. Как работали эти люди в сложнейших жизненных условиях?

Их оружие – кинокамера

Операторской работе на войне никого не обучали. Все «съемщики», как их называли гражданские, так или иначе имели опыт работы на киностудиях или же были выпускниками операторских факультетов. Снимали на советскую камеру СК, которая весила более 5 килограмм (по другим данным 3,5 кг) и требовала ежеминутной замены бобины. Позже появилась простая в использовании американская камера «Аймо», самая желанная для фронтовых операторов. Зимой камеры могли попросту замерзнуть и отказаться работать в нужный момент, отогревали их под полушубком. У каждого «съемщика» было обмундирование и пистолет. Снимали с самолетов, из окопов, в любых условиях, и нередко – стоя в полный рост, рискуя стать мишенью для врага. Кстати, нередко операторов обвиняли в инсценировке. Руководство наоборот было против наигранных сцен, такие съемки, как правило, не принимались.

Первая премия «Оскар»

В 1941 году от Сталина последовала идея снять документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Руководитель был уверен в нашей победе и желал контролировать создание картины. В съемках приняли участие 15 фронтовых операторов. Один из них – Теодор Бунимович – окончил операторский факультет Государственного техникума кинематографии (СПбГИКиТ). Кстати, после войны Теодор Захарович много работал в анимации, больше 40 лет. «Кто сказал мяу», «Али-Баба и сорок разбойников», «Тайна третьей планеты» – оператором был Бунимович.

Moscow Strikes Back – так перевели документальный фильм о битве под Москвой для показа в Америке. Зарубежные критики позитивно отреагировали на фильм, назвав его важным делом прежде всего для самого советского народа. Первый «Оскар» был гипсовым и в то время на родине остался без внимания и помпезных встреч, боялись компрометации со стороны советского руководства.

Блокада

В Ленинграде смертоносную блокаду города встретили в основном кинооператоры и фотографы, которые окончили ЛИКИ (СПбГИКиТ). Всего было 34 оператора в Ленинграде и около 260 по всей стране. Кинохроника осажденного города – труды смелых, терпеливых профессионалов. Были сняты походы за водой к проруби на Фонтанке, оставленные на снегу трупы, тушение пожаров после бомбардировок. Снимались документальные фильмы о рабочих на заводах и даже на медицинскую тематику об алиментарной дистрофии. Запечатлен настоящий подвиг сильных ленинградцев, которые выстояли, не отчаявшись и не сдавшись врагу.

Кинооператоры из Объединенной Ленинградской студии кинохроники снимали город с апреля 1942 по март 1944. По одному оператору работать не отпускали, обязательно рядом дежурил второй, потому что нередко человек с камерой, которую на место привозили на детских санках, падал в голодный обморок прямо во время работы.

Активным работником студии был Ансельм Богоров, выпускник Ленинградского фототехникума (СПбГИКиТ):

– Дни блокады остались в моей памяти далеко не радостными. За исключением некоторых отдельных фактов. В таких нечеловеческих условиях жизни человек оставался человеком. Один из счастливых моментов моей жизни - новость об освобождении нашего города.

Еще один выпускник нашего вуза, чьи труды вошли в основу практических всех фильмов о блокаде Ленинграда – Ефим Юльевич Учитель. Всю жизнь он переживал о том, что не мог помочь тем, кого снимал. В 1959 году, работая над «Подвигом Ленинграда», Ефим Юльевич случайно обнаружил в городском архиве страницы из дневника Тани Савичевой. Так о судьбе этой девочки узнали все. Прожив 900 дней в блокадном городе, режиссер всю жизнь возвращался и пересматривал военные кадры, снова и снова переживая те моменты.

Другие известные нам выпускники СПбГИКиТ, снимавшие военную кинохронику: Яков Блюмберг (окончил ЛИКИ после войны в 1955 году), Василий Валдайцев (выпуск 1932), Сергей Иванов  (выпуск 1928), Серафим Масленников (выпуск 1927), Анатолий Назаров (выпуск 1929), Филипп Печул (выпуск 1936, погиб в 1941), Анатолий Погорелый (выпуск 1928), (выпуск примерно 1925), Глеб Трофимов (выпуск 1931), Евгений Шапиро (выпуск 1930) и другие.

Поколения военных операторов

В 2019 году на 99-м году жизни умер последний фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны Борис Александрович Соколов. В общем труд «съемщиков» составляет более 3,5 миллионов метров отснятой пленки, это только 1941-1945 годы. К сожалению, войны на Земле не заканчиваются, в данный момент зафиксировано больше 30 войн на разных материках. Многие из них продолжаются больше 50 лет. И там работают военные операторы, рискуя жизнью. Оператор Сергей Астахов рассказал о своем соседе, погибшем в конце 20 века:

– Фронтовые операторы – это те люди, которые исполнили свой долг до конца. В 90-х я жил с латышским оператором, который погиб на родине, сняв свою смерть. Камера его выпала из рук, и он произнес: «Мне кажется, меня убили». Мне бы хотелось, чтобы никому не нужно было произносить эти слова.

Надеемся, когда-нибудь у операторов исчезнут причины называть себя фронтовыми, а война останется лишь архивом на пленке.

 

Служба информации СПбГИКиТ