Победа на «Кинотавре»: результат проектного подхода

1 июля 2019

На днях в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения побывали обладатели гран-при в номинации «Кинотавр. Короткий метр» наши выпускники, киновед Михаил Архипов и драматург Ирина Уманская. Ребята встретились с ректором СПбГИКиТ, профессором, заслуженным деятелем науки РФ Александром Дмитриевичем Евменовым, который поддерживал их во время «Кинотавра» и поприветствовал в стенах альма-матер. Смущенных таким вниманием победителей поздравили уважаемые члены Ученого совета

«Мы можем произнести только слова благодарности – за всё!» – сказали выпускники.

Первые восторги, головокружение от неожиданности, приз из рук Анны Михалковой, сотни вопросов от прессы – это все позади. Настало время серьезного осмысления причин успеха и понимания того, куда и зачем надо двигаться дальше.

Затем состоялся диалог с выпускниками зав. кафедрой драматургии и киноведения С. И. Мельниковой. Мы говорили о «Кинотавре», творчестве, годах обучения в институте ребята пришли к нам на улицу Правды, д. 13. Первый вопрос – режиссеру Михаилу Архипову.

– Миша, как родилась сама идея поставить фильм? Вы же киновед!

– Мой мастер, Олег Альбертович Ковалов, никогда не был против того, чтобы киноведы пробовали себя на поприще кинорежиссуры. Во время обучения я уже снимал кино, оно даже было отобрано на «ПитерКиТ» (это фильм «Гастроль»). Раньше я работал режиссером монтажа. Но киноведение выбрал осознанно (по первому образованию я военный инженер): мне необходимо было расширить картину миру, углубить свои познания в области истории и теории кино. И здесь кафедра драматургии и киноведения смогла дать мне практически все. Очень высокий уровень педагогов, их требовательность и умение расслышать и обучить именно тебя дорогого стоят…

– О чем Ваш фильм «Топливо»?

– О преображении человека. Больше не скажу, надо смотреть. Я написал заявку и показал ее мастеру. Тот сразу понял, что с драматургией у меня, мягко говоря, не очень.  И привел меня на курс драматургов, которыми в тот момент руководила Н. С. Скороход. Так состоялось мое знакомство с Ириной Уманской. Она тогда училась на третьем курсе.

– Ирина, как шла работа над сценарием?

– Я написала больше 20 драфтов. Сценарий сложный, в нем всего одна фраза, все остальное – изображение. Я и до этого работала с режиссерами, писала сценарий для фильма режиссера Т. С. Рахмановой, моего педагога по драматургии, по моим сценариям ставят фильмы студенты режиссерской  мастерской В. Е. Васильева. На протяжении обучения мы много общались с будущими режиссерами, и совместных проектов за этот период возникло достаточно. Это дало мне огромный опыт работы с режиссером и позволило войти в кинопроцесс.

– А как Ваша идея обрела реальные очертания, Михаил?

– Мы написали заявку и отправили ее в Минкульт. Это был апрель 2016 года. Был объявлен конкурс к 100-летию революции. И мы выиграли! Наш фильм должен был стать частью тематического альманаха, в который входило 5 новелл. Одну из них, кстати, снял еще один ученик Ковалова, киновед Арсений Занин, который  снимает замечательное монтажное кино. А производство началось осенью того же года. Олег Альбертович связал нас с известным продюсером Н.В. Мокрицкой и ее компанией «Новые люди». Мы доделали фильм и  в декабре 2018 года подали заявку на участие в «Кинотавре». Была ли надежда на победу? Нет! И когда на летней сцене в Сочи мое имя назвали в качестве победителя, я поверить не мог…

– Ирина, институт закончен, началась успешная профессиональная карьера. Сегодня Вы снова здесь. Что вспоминается?

– За время обучения я просто стала другим человеком. Я приехала из Риги, открыла для себя Петербург вместе с моими педагогами. Поразил их высочайший профессионализм. И не только моих мастеров Н. С. Скороход и Т. С. Рахмановой.  Прекрасные глубокие занятия П. М. Степановой, уникальные лекции по истории кино А.В. Гусева, яркие лекции по истории живописи О. Г. Махо и Л. В. Варначевой… Это было настоящее гуманитарное преображение! Я стала иначе смотреть на жизнь. Я самостоятельно ходила на занятия по монтажу, на режиссуру в мастерские С. М. Овчарова и В. И. Бутурлина. Я искала людей, с которыми могла бы быть на одной волне. И нашла. Так что институт дал мне путь в профессию, дал мне ремесло. Дал возможность развиваться и выступать сегодня и в роли продюсера, и редактора, и умение работать с режиссером. А сейчас мы с Михаилом и будущими актерами с курса А. Я. Алексахиной делаем театральный спектакль под названием «Страна счастливых». Так что СПбГИКиТ смело вступает и на театральные подмостки! Я благодарна своим педагогам безмерно.

– А мне, - вступает в разговор Михаил, - вспоминаются гениальные лекции историков кино А. А. Артюх, А. В. Гусева, В. М. Майзель и, конечно же, О.А. Ковалова. В одном месте, в одно время – и такое созвездие профессионалов! Причем они не делали скидок – мы же были заочниками, людьми из разных городов, с совершенно разным киноопытом. С нас спрашивали по гамбургскому счету, не делая никаких скидок. Поэтому мне удалось написать несколько приличных киноведческих работ – например, о режиссере А. Разумном…

В сентябре в нашем киноконцертом зале мы устроим показ и «Топлива», и «Сложноподчиненного», ворвавшегося на Каннский кинофестиваль. Это будет настоящий профессиональный разговор с создателями фильмов, их мастерами, студентами всех творческих специальностей. И всех, кому интересно и важно современное кино. Ведь мы его делаем!  Так что не пропустите.

 

Светлана Ивановна Мельникова, профессор, зав. кафедрой драматургии и киноведения СПбГИКиТ

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика