Режиссер Александр Хант в СПбГИКиТ: «Надо биться за себя и свое дело»

1 апреля 2019

26 марта состоялся просмотр фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» и творческая встреча с его создателем в киноклубе «Иона». Мэтр поделился своим мнением и опытом о дебютной картине, неудачах на творческом пути, актерах без образования и многом другом

Киноклуб «Иона в КиТе» совместно с ЛОФТом уже не в первый раз предоставляют возможность начинающим киноделам и профессиональным киноманам пообщаться с гуру фильмопроизводства не выходя за двери родного Института. 26 марта, студенты и гости клуба встретились с режиссером Александром Хантом и познакомились с его дебютной работой «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».

Студенты особенно тепло встретили режиссера, ведь Александр является выпускником СПбГИКиТ. На кинооператорском факультете он учился в мастерской Эдуарда Розовского и Сергея Астахова и на творческой встрече с особым почтением вспоминал своих учителей, отмечал те аспекты в отношениях между студентом и мастером, которые оставили значительный отпечаток в воспоминаниях об Институте:

– Когда спрашивают про образование в СПбГИКиТ, я вспоминаю Эдуарда Розовского – это тот мастер, который прививал мне не профессию, а отношение к профессии. У меня было к нему какое-то тотальное уважение, и, несмотря на свой возраст и опыт, он позволял мне руководствоваться своими идеями. У нас были параллельные точки зрения «мастер-ученик» – они были достаточно близкие, к тому же я мог поделиться с ним своими личными переживаниями, чего больше ни с кем у меня не было. Такие воспоминания, которые мгновенно приходят в голову, когда я думаю Институте!

Учеба на оператора сослужила особую службу Александру Ханту при работе над кинокартиной «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».  Мэтр поделился о своем первом опыте работы со съемочной группой:

– Мне было тяжело работать с актерами, Серебряков и съемочная группа постоянно называли меня «дебютантом». И поэтому для меня было очень удобно спрятаться за камеру – я просто прятался от этих актеров. Оператор Даниил Фомичев очень переживал, чтобы я не отобрал у него камеру!

Картина «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» взял гран-при кинофестиваля в Карловых Варах, сразу несколько призов на кинофестивале «Окно в Европу» и множество номинаций на премиях в 2017 году. Фильм рассказывает историю о парне с детдомовским прошлым. В детстве его вместе с матерью бросил отец-уголовник, которого теперь, ныне калеку, Витька Чеснок решил отвезти в дом инвалидов, чтобы поскорее избавиться и заполучить его квартиру. Жанр киноленты, криминальная драма и роуд-муви, обязывает историю стать опасной, захватывающей и уж точно снимет со зрителя «розовые очки».

Александр Хант не скрывает, что период до «Витьки Чеснока» был для него сложным в связи с отсутствием работы и неспособности реализовать творческие амбиции. Однако и во время работы над кинокартиной режиссер столкнулся с неожиданными трудностями и решениями, вплоть до мыслей об уходе из профессии. Выход кинокартины на большой экран во многом изменил не только мнение Ханта, как фильмэйкера, произошли изменения и в лично жизни:

– Заметно изменилась ситуация и жизнь. У меня был такой момент после съемок, когда я увидел монтаж и понял, что это не моя профессия. Для меня это было очевидно, я не видел альтернативы. «Об этом фильме нужно забыть и двигаться дальше», – так мне казалось. У меня не было профессии, близкого человека и в таком тяжелом состоянии я находился достаточно долго. А потом влюбился. С этого момента моя жизнь начала меняться, было много вдохновения и поддержки, и тогда я перемонтировал фильм. А когда вышел «Чеснок», я получил такой колоссальный отклик, после которого понял, что все смогу. Фильм дал мне много, и уже с моим новым фильмом я пошел к продюсеру со словами, что буду делать его таким, каким захочу. И он согласился, поэтому осенью мы начинаем снимать новую ленту.

В ходе разговора Александр также заметил, что в вышеупомянутой кинокартине, выход которой назначен на 2020 год, будет задействовано много непрофессиональных актеров. Это подростки и студенты первых курсов театральных институтов. Режиссер поделился своим мнением по поводу актеров без образования:

– Все зависит от задачи. Есть в «Чесноке» актер, Дмитрий Архангельский, который играет Чебура – у него нет актерского образования. Но он снимается достаточно давно и обычно играет очень ярких персонажей. С ним было очень легко, он знает как работать в кадре. Как правило, наши профессиональные актеры переживают кадр как будто они на сцене, они не могут расположить себя во всем фильме и каждый дубль им нужно пережить заново, поэтому их очень сложно поместить в монтаж из-за их разных состояний и органик. Это частая история с профессионалами, но зато они знают, как себя в это состояние поместить, а если это непрофессионал – мне самому необходимо создать обстоятельства, в которых он проживет. Он должен внутри себя плакать, если нужно плакать, поэтому необходимо изобретать и переходить от одного метода к другому, чтобы получить нужные эмоции. Это интересно! Интересно изучать и изобретать свое понимание того, как это сделать. Однако с актерами-непрофессионалами сложно создать судьбу персонажа, все-таки к этому нужно иметь какой-то навык, знания.  Как правило, непрофессионалы – это некий характер, но не судьба.

Творческую встречу завершил общий снимок и пожелания, написанные Александром Хантом на стене ЛОФТа. Мы тоже желаем режиссеру больше творческих побед и достижений и с нетерпением ждем новых громких проектов. 


Текст : Александра Терещенко  ФАУИМК
Фото: СИОС, Ангелина Барсукова WS, Диана Демина WS