Быть учеником Александра Николаевича Сокурова

29 марта 2019

С 2010 по 2015 годы Александр Николаевич Сокуров проводил Режиссёрскую мастерскую в Кабардино-Балкарском  государственном университете, в городе Нальчик. Короткометражные и полнометражные фильмы выпускников его Мастерской принимали участие в программах ведущих российских и международных кинофестивалей: «Кинотавр», Международный кинофестиваль им. Андрея Тарковского «Зеркало», кинофестиваль в Локарно, Каннский кинофестиваль, Берлинале.

Так, например, картина Киры Коваленко «Софичка» принимала участие в различных российских и международных кинофестивалях, дебютный полнометражный фильм Кантемира Балагова «Теснота» получил приз ФИПРЕССИ программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, лента «Глубокие реки» Владимира Битокова была отмечена наградой за лучший дебют «Кинотавра», а дебют Александра Золотухина «Мальчик русский» в этом году был показан в программе «Форум» Берлинского кинофестиваля.

В преддверие открытия Режиссёрской мастерской Александра Николаевича в Санкт-Петербургском Институте Кино и Телевидения мы решили узнать, каково это быть учеником Сокурова и взяли интервью у Владимира Битокова, одного из 12 выпускников мастерской КБГУ.

Биографическая справка:

Владимир Битоков  родился в 1985 году в Нальчике. Закончил школу, затем  4 курса филологического факультета в КБГУ. В 2010 году поступил в "Мастерскую режиссёров кино и телевидения" А.Н. Сокурова при КБГУ. Его короткометражные фильмы, снятые во время обучения. принимали участие в Спецпоказе в рамках ретроспективы фильмов А.Н. Сокурова в Эрмитажном театре, были показаны на кинофестивалях в Локарно (2014), Тбилиси (2016), "Амурская осень" (2016). Получив диплом,  работал на ВГТРК "Кабардино-Балкария" режиссёром прямого эфира. В 2018 году представил на «Кинотавре» свой фильм «Глубокие реки» с Олегом Гусейновым в главной роли, выступив его режиссёром и сценаристом.

Фильмография:

2010 - "Письмо матери"; 2011 - "Брат"; 
2012 - " Меланхолия"; 
2013 - " Течение" (транслировался на т/к "Культура");
 2014 - "Анкер"
; 2018 - "Глубокие реки".

- Владимир, каково это -  учиться у Александра Николаевича Сокурова?

- Александр Николаевич – это великий учитель! На самом деле – великий учитель! Я могу, наверное, абсолютно ответственно за всех студентов его Мастерской отвечать – он изменил нашу жизнь кардинально и, конечно, в лучшую сторону.

Надо отметить, что каждый его приезд в Нальчик мы засиживались до глубокой ночи в университете, а потом, когда нас просили уже уйти, шли к нему гостиницу и говорил там. Говорили обо всем. И на лекциях, и на внеучебных встречах. Конечно, многое касалось непосредственно ремесла режиссера, но в этом контексте мы обсуждали все: историю, литературу, философию, психологию, биологию, вообще все. Александр Николаевич преподавал не просто хитрости ремесла, но давал общегуманитарное образование высокого очень качества. Он - личность, конечно, грандиозная и масштабная и как режиссер, и как учитель.

- Формат мастерской, чем он на ваш взгляд отличается от других форм образования?

- В нашем случае формат отличался свободой и равноправием, т.е. мы имели право вступать с педагогами и с Александром Николаевичем в дискуссию, обсуждать и не соглашаться с какими-то вещами, а не молча слушать какую-то информацию. У нас было два главных правила в мастерской. Первое – это не снимать кино с эстетизацией насилия - это было непреложное правило. Второе – не смотреть фильмы Александра Николаевича. Мы, конечно же, нарушали второе правило, смотрели, но понятно, почему это делалось с его стороны – он не хотел влиять на нас, как режиссёр, он хотел, чтобы мы не пытались копировать его работы, тем более, что это практически невозможно. Он хотел, чтобы мы развивали собственный вкус, собственное видение в кино, в литературе и т.д. .

И с Александром Николаевичем и с другими преподавателями, если мы были с чем-то не согласны, мы высказывали свою точку зрения. Мы прекрасно понимали, что мы не на равных с ними, но иметь возможность дискутировать и каким-то образом отстаивать свою точку зрения и слушать оппонента – это очень важно, это, пожалуй, самое важное в образовании – свобода. В этом смысле я не имел в виду «делаем, что хотим», но свобода в общении. У нас были великолепные педагоги, в лучшем смысле этого слова.

- В общей сложности, сколько картин вы сняли в течение всего времени обучения в мастерской?

- Лично я где-то 12, но большую часть я не закончил, выбрасывал, удалял все, что не нравилось. Для меня важно было все время практиковаться, бегал с фотоаппаратом, снимал всё, что придётся, всё, что хочу. Иногда из этого получались какие-то этюды, иногда не получались. И здорово, что не получались - это так важно допускать ошибки, учиться.  Мы все снимали много. По 5-6 фильмов за 5 лет, в среднем. В первом семестре у нас уже было съёмочное задание, чего, насколько я понимаю, в других вузах нет. Мы совсем ещё не понимали ни про какое кино, ничего совсем не знали, только поступили, растерянные, и тут же получили задание, и это было важно. Потом каждый из нас снимал, когда хочет.  Мы снимали учебные работы, снимали нашу работу на площадке, у нас была практика телесъёмки - снимали торжественное вручение красных дипломов в Нальчике в КБГУ, телеверсию этого мероприятия с участием вертолёта, съёмочного крана, кучей камер. Мы распределяли задачи - мы друг с другом всегда работали. В одном фильме я был актёром, в другом фильме я был оператором, в третьем – режиссёром, вот так мы менялись, потому что у нас не было к кому обратиться - на Кавказе у нас нет специальностей таких, поэтому каждый попробовал себя практически во всех ролях на площадке, всегда помогали друг другу, и, соответственно, шло всестороннее развитие, и это здорово. Много заданий было связано со съемками, не только от Александра Николаевича. В общем, снимали много, ошибались много, что-то получалось, что-то - нет.

- Каким вы были до мастерской,  как обучение у Александра Николаевича Сокурова повлияло на вас лично?

- Я не смогу ответить на этот вопрос. Я был кардинально другой человек. На 100%. Во всем. В мировоззрении, вкусах, пристрастиях, взглядах на все вокруг.

- Общаетесь ли вы сейчас друг с другом, поддерживаете ли отношения с Александром Николаевичем?

Конечно! Сейчас нас уже жизнь развела по разным точкам - кто-то живёт в Европе, кто-то в Москве, кто-то в Петербурге, кто-то в Нальчике, но все равно стараемся как-то поддерживать отношения друг с другом, с кем-то больше, с кем-то меньше. Это, конечно, естественный процесс, некоторое разделение по интересам, но все равно есть какое-то ощущение, что всегда за твоей спиной одиннадцать товарищей.

Когда Кантемир Балагов снимал «Тесноту», когда в Нальчике снимали, я помогал ему. Когда я снимал «Глубокие реки» и Кантемир, и Кира мне помогали, Олег Хамоков и Мариана Казанцева снимались у меня как актеры, блестяще, на мой взгляд, справились.

Мы поддерживаем связь, насколько можем. И Александром Николаевичем  естественно тоже, я с ним часто советуюсь по поводу дальнейших идей, мне очень важно его мнение и его видение. Для меня это очень важно.

- Могли бы дать какой-то совет тем, кто сейчас думает, готовится к поступлению в мастерскую Александра Николаевича Сокурова в СПбГИКиТ?

- Как готовиться, очень сложно сказать, потому что в нашем опыте это был самый сложный экзамен, такой общекультурный бэкграунд. У нас были вопросы из самых разных областей – из архитектуры, из истории, из литературы, музыки - из чего угодно, такое общекультурное развитие человека и тут сложно просто сесть и подготовиться к экзамену, тут нужно обладать каким-то жизненным и культурным опытом.

- А о чем спрашивал сам Александр Николаевич?

- Он спрашивал обо всём, он смотрит на человека. Мы же понимаем, что он прекрасно разбирается в людях, может очень быстро понять, что за человек перед ним, что за внутренний мир - он достаточно легко может это понять.

Я не знаю, как будет в этот раз, но по нашему опыту – для него гораздо важнее были не правильные ответ на вопросы, а что за человек перед ним сидит. Личная беседа с ним – это было самое важное, самый сложный экзамен. Когда ты понимаешь, что перед тобой сидит человек такого грандиозного масштаба, это все очень волнительно, и тут дело не в правильных ответах на вопросы, тут дело, как минимум, в умении рассуждать о чем-то.

Самый весёлый экзамен – это актёрское мастерство, когда надо рассказать стихотворение, басню, прозу, исполнить какой-то этюд - он сложный, но весёлый, по крайней мере, ты наслаждаешься процессом.

Тут нет какого-то универсального инструмента, что «ребята, подготовьте такую-то тему, и вы поступите», тут все зависит от человека, который поступает, что он за личность, что он за человек, его глубина, если позволите. В этом смысле душа и личность человека важнее его знаний. На мой взгляд, так.

А совет по поводу самого обучения – прошло 4 года, как мы закончили мастерскую, и все 4 года я жалею об огромном количестве упущений, когда я по каким-то причинам пропускал занятия. Занятия не только с Александром Николаевичем, но и с другими преподавателями. Когда я по какой-то причине что-то не подготавливал, в чем-то ленился или засыпал на какой-то лекции (смеётся) – это большое упущение для меня, я понимаю, что, к сожалению, этого всего не вернуть.

Надо просто на все 100% выкладываться, забыть обо всей остальной жизни - это очень важно, не пропустить ничего за годы обучения в этой мастерской. Самое важное, что должен сделать абитуриент, ученик – не пропустить ничего! Не должно существовать никакой другой жизни, только эта.  Если бы была возможность, я бы снова поступил в мастерскую, которая открывается в Санкт-Петербурге.

4 апреля в 18:30 на Правды, 13 пройдёт творческая встреча с Владимиром. Предварительная регистрация на TimePAD: https://spbgikit-events.timepad.ru/event/942785/

Информация о наборе на мастерскую Сокурова в СПбГИКиТ: Мастерская Александра Николаевича Сокурова в Санкт-Петербургском Институте Кино и Телевидения.


Яндекс.Метрика