В киноклубе «Иона» состоялось обсуждение фильма Андрея Кончаловского «Рай»

13 ноября, 2017

7 ноября в СПбГИКиТ, в межвузовском киноклубе «Иона», созданном пять лет назад по инициативе Ассоциации «Покров», состоялись демонстрация и обсуждение драматического фильма Андрея Кончаловского «Рай» (2016). Работа известного режиссера, удостоенного «Серебряного льва» на 73-м Венецианском кинофестивале, вызвала большой интерес у присутствующих

Демонстрация этого фильма в студенческом киноклубе стала логическим продолжением празднования 85-летнего юбилея выдающегося советского режиссера Андрея Тарковского, вместе с которым создатель картины «Рай» учился в мастерской народного артиста СССР Михаила Ромма и которому помогал в написании сценария киношедевра – «Андрея Рублева». Но главная причина выбора фильма, как объяснил ведущий клуба – выпускник СПбГИКиТ, режиссер Александр Антонюк, все-таки в ином:

– Мне кажется, «Рай» - лучший фильм Андрея Кончаловского, да и в целом – лучший за последние десятилетия в мировом кино. Именно поэтому хотелось показать его будущим кинематографистам, обсудить с ними картину с профессиональной точки зрения. Мастер рассматривает человека в переломный исторический период, можно сказать, находящегося на лезвии истории в годы Второй мировой войны, талантливо и убедительно рассказывает нам о жертвенной любви. Благодаря прекрасной драматургии, мастерству режиссера и исполнителей главных ролей герои показаны как людьми достойными, так и обуреваемыми низменными страстями. Совмещение же игрового и документального кино помогает наиболее полно выразить главную идею Андрея Кончаловского, выраженную в нравственном выборе человеческой души: отдать себя, свою жизнь ради других или предать других во имя сохранения собственной жизни.

Специалист Центра содействия трудоустройству выпускников СПбГИКиТ, социолог Оксана Владимировна Михайлова подчеркивает, что фильм зрелого мастера, в некотором смысле итоговый в его творчестве, вызвал большой интерес у будущих деятелей кино, прежде всего, режиссеров:

– Многие из них смотрели этот фильм уже несколько раз. И все-таки пришли в киноклуб, чтобы принять участие в профессиональном обсуждении, высказать свои мысли об увиденном. Практически на всех произвел глубокое впечатление гениальный ход режиссера – дать возможность героям обнажить свою душу, высказать сокровенные мысли. Создалось впечатление, словно они исповедовались перед Всевышним.

Высоко оценил фильм «Рай» и выпускник СПбГИКиТ, профессиональный режиссер, а ныне иерей Сергий Потемкин:

– Эта работа Андрея Кончаловского – пример высокого киноискусства. Режиссер, дав фильму название «Рай», на самом деле показывает настоящий ад на Земле. Показательно и то, что демонстрация картины в студенческом киноклубе прошла в день 100-летнего юбилея Октябрьской революции. Это – очень тонкое и точное напоминание о человеческом безумии, когда люди, причем, с наслаждением, уничтожают себе подобных. В христианстве есть четкое определение этому деянию – грех. В понимании режиссера то, что происходит в созданной им картине, - продолжение ада, греха. Олицетворением же света и добра становится главная героиня – русская аристократка, эмигрантка Ольга, попавшая в концентрационный лагерь. Величие ее души состоит в преодолении собственного греха, в том, что она сознательно отдает свою жизнь ради спасения ближних.

Один из зрителей, Михаил Юньков, остался очень доволен просмотром картины:

– Благодаря как отличному фильму, так и удобным условиям для его просмотра и последующего обсуждения, собрание кино-клуба оказалось занимательным.  В фильме "Рай" хочется отметить, необычное решение режиссёра рассматривать не Бога, как отдельное лицо, а как часть человека, как бога внутреннего. Исповедь героев является в первую очередь исповедью перед собой.

Фильм «Рай» вызвал заинтересованную дискуссию студентов, пополнивших число членов «Ионы». Их привлекла и сама работа прославленного режиссера, в которой, по общему признанию, затронуты важнейшие духовные вопросы бытия, и возможность профессионального обсуждения произведения киноискусства. Такое сочетание – духовного и профессионального, дает надежду на то, что у киноклуба – хорошее, яркое будущее. Ведь изучая и обсуждая лучшие образцы отечественного и мирового кино, студенты нашего Института приобретают, шаг за шагом, профессиональные навыки, которые очень пригодятся им в дальнейшем творчестве.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ