Состоялся вечер памяти Эдуарда Розовского

19 декабря 2016

В киноконцертном зале Института прошел вечер, посвященный 90-летию со дня рождения кинооператора, профессора кафедры операторского искусства, народного артиста Российской Федерации, лауреата государственных премий Эдуарда Александровича Розовского. Друзья, коллеги и ученики почтили память выдающегося кинематографиста

В декабре 2016 года Эдуарду Александровичу Розовскому исполнилось бы 90 лет. Этот большой юбилей большого мастера, чьи заслуги перед нашим вузом необычайно велики, совпал с еще одной яркой датой – 55-летием премьеры его картины «Человек-амфибия». Розовский принимал участие в создании 80 фильмов, среди которых «Начальник Чукотки», «Седьмой спутник», «Женитьба Бальзаминова» и «Белое солнце пустыни».

На вечере, посвященном Эдуарду Александровичу, его соратники и ученики делились воспоминаниями о нем, но, самое главное, говорили о том, как Розовский изменил их жизнь, чему научил и продолжает учить.

Заместитель заведующего кафедрой операторского искусства, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Николай Васильевич Волков:

– Спасибо, что пришли! Уже пятый год, как нет Эдуарда Александровича. Я надеюсь, что в будущем выпускники вуза будут приходить в этот день в Институт, чтобы вспомнить замечательного педагога, оператора, любимца студентов и профессионалов – Эдуарда Александровича Розовского.

Заведующий отделением творческих экранных профессий Анна Алексеевна Екатерининская:

– Так получилось, что мы с Эдуардом Александровичем работали вместе, и это было огромное счастье. Вы тут все операторы, а я актриса. Вы, как операторы, можете заметить, что у меня непростое лицо. В сериале «Сеньора», который снимал Розовский, я играла испанку. И Эдуард Александрович говорил мне: «Ань, повернись вот так. Нет, на сантиметр повыше». И действительно в фильме из меня сделали настоящую испанку. Он был выдающимся человеком. Огромное спасибо и ему и руководству кафедры за то, что его память так чтут. Отдельно хочу обратиться к студентам, чтобы они помнили его, ровнялись на него и снимали качественные, добрые, достойные фильмы.

Исполняющий обязанности заведующего кафедры операторского искусства, профессор кафедры режиссуры, профессор кафедры звукорежиссуры Константин Григорьевич Ершов:

– Эдуард Александрович много проработал на «Ленфильме», а начал он жизнь в кино с работы киномеханика. А это, можно сказать, важная кинопрофессия. Потому что без киномеханика зрители не видели бы ничего. Эдуард Александрович пришел работать на факультет экранных искусств в 1993 году. И, конечно, он сразу занял место в соответствии со своими способностями, характером, опытом. О нем можно очень много говорить. Он был замечательным разносторонним человеком. Сейчас собирается материал для книги о нем. Будем ждать, когда она выйдет. Он очень хорошо относился к студентам. И он вырастил много замечательных операторов. Во ВГИКе к  нему тоже относились замечательно. Если бы здесь собрались все его ученики и друзья по работе – наш зал не вместил бы такое количество людей.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственных премий, кинооператор Сергей Валентинович Астахов:

– Есть довольно избитая фраза: «Люди живут, пока их помнят». Эдуард Александрович не только живет, но и память о нем будоражит многих. Она заставляет людей общаться, решать проблемы. Прежде всего Эдуард Александрович интересен не только своими человеческими качествами. На мой взгляд, он был даже слишком добр к студентам. Розовский имел огромные профессиональные возможности. Его желание снимать, делать, отдаваться полностью было просто невероятно. В последнее время, когда у меня на базе проходили мастер-классы студентов, он удивлял меня тем, что также открывал тетрадь и конспектировал то, что я говорю. Это меня немного смущало и вызывало восхищение. В том возрасте, в котором он был, многие теряют интерес к жизни. Он его не терял ни на секунду. Розовский может быть эталоном, точкой отсчета, критерием ­­– тем, на кого нужно ровняться. Вас никто не заставит этого делать. Вы должны сами мобилизовать в себе интерес и получить эту энергию.

Знаменитый каскадер, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный тренер России по самбо и дзюдо, изобретатель СССР, член Союза кинематографистов России Александр Самойлович Массарский:

– С Эдуардом Александровичем мы дружили очень много лет. И я участвовал с ним не менее чем в 10 фильмах. Среди них «Седьмой спутник», «Белое солнце пустыни» и «Человек-амфибия». Когда в нашей стране впервые посмотрели фильмы снятые Кусто и узнали, что под водой все видно и можно снимать, – все бросились заниматься этим. Мне довелось заниматься конструированием аппаратуры для подводных съемок. И когда решили снимать «Амфибию», мы решили, что снимать нужно отечественной аппаратурой. У нас была возможность снимать только по 4 минуты. Радиосвязи тогда никакой не было, просто подплывали, показывали руками, мычали. Потом 4 минуты подходили к концу, надо выходить наверх, но режим декомпрессии, поэтому резко подниматься нельзя. Потом надо переждать какое-то время, когда можно идти на второй дубль. В это время кто-то устал, что-то случилось, изменилась погода…  Вот в таких условиях мы и работали.

Доцент кафедры режиссуры игрового фильма Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова Олег Борисович Шухер:

– Во ВГИКе относились и относятся с большим уважением к Эдуарду Александровичу Розовскому. Он с огромным интересом всегда относился к работам студентов. И страдал, мучался и сильно переживал, когда что-то делалось не так. Счастье быть знакомым и дружить с Эдуардом Александровичем не поддается описанию. Спасибо Вам, Эдуард Александрович!

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор кафедры операторского искусства СПбГИКиТ, кинорежиссер Юрий Георгиевич Калугин:

– Когда не стало Эдуарда Александровича меня здесь не было. Я был за две с половиной тысячи километров. Судьба не дала мне возможность проститься с ним. Я приехал через два месяца. У меня было чувство вины. Может кто-то вспомнит такие строчки Твардовского: «Я знаю, нет моей вины, но все же, все же, все же…». У меня возникла идея, вместе со студентами последнего набора Розовского сделать небольшой фильм, в котором бы ребята сказали, чем для каждого из них был Эдуард Александрович. Ребята мне поставили удивительное условие: «Мы будем говорить все, что чувствуем, но только мы должны быть вдвоем, я и мой собеседник». Из всех ответов сложился самый главный для меня: он очень любил и уважал студентов, и у него была своя правда. Для педагога это важнейшее качество.

Заведующий кафедрой фотографии и народной художественной культуры Елена Владимировна Константинова:

– Мне Эдуард Александрович запомнился прекрасным творцом и оператором, великолепным мастером, который, наверное, выпустил в каждом курсе очень талантливых и успешных операторов. Всего он выпустил пять курсов. В этой  жизни его интересовало все.  Мне кажется, что он мог бы заниматься любой работой и во всем добился бы успеха. То, что у нас в Институте появилась кинематографическая подготовка не только операторов, но и режиссеров, и звукорежиссеров, и фотографов – в этом огромная заслуга Розовского, его программы, его методички, его пособия, победы на кинофестивалях его студентов – все это стало золотым фондом Института кино и телевидения.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика