Первый день «ПитерКиТа»: мастер-классы Сергея Мирошниченко и Ольги Шенторович

24 октября 2016

Показы лучших студенческих фильмов – только часть обширной и яркой программы XVI Международного фестиваля «ПитерКиТ». Особое место в ней занимают мастер-классы ведущих профессионалов кино- и телеиндустрии.  В первый день фестиваля пред молодыми кинематографистами выступили Сергей Мирошниченко и Ольга Шенторович

Череду уникальных мастер-классов открыла главный редактор продюсерской компании «Среда» Ольга Шенторович. Фильмы и сериалы студии популярны у миллионов наших соотечественников. Нашумевшие многосерийные фильмы «Метод» и «Обратная сторона Луны» – плоды трудов «Среды».

– Тексты никто сидя не читает, – сказала Ольга, отказавшись от стула, и начала мастер-класс.

Примечательно, что в зале собрались не только будущие сценаристы, но и режиссеры, операторы, и, конечно же, продюсеры. Ольга рассказала студентам о специфике работы компании «Среда», которую по праву можно назвать образцом в отрасли. Одно лишь сотрудничество с «Первым каналом» уже говорит о многом.

Особое внимание Ольга обратила на так называемые «часовые драмы», на которых специализируется компания, – многосерийные фильмы с закрученным сюжетом, захватывающие зрителей с первой серии. Первым из подобных проектов стал «Метод»:

– На сериал из 16 серий мы потратили 2 года. И не напрасно. Он получил премию «Слово» и «ТЭФИ». Это история о любви. Мы пытались показать честный социальный срез, при этом не скатившись в «чернуху», но и не уйдя в полную драму.

Немало сил вложили в проект основатель студии Александр Цекало и Константин Хабенский, пожертвовавший ради «Метода» многими предложениями. «Метод», по словам спикера, часто сравнивают с американским «Декстером». Их герои похожи, но это две самостоятельные картины, каждая со своим сюжетом и смыслом. Подобные спецпроекты и ищет компания «Среда». Существует несколько «выходов» на нее. Среди них и питчинг сценариев, который состоится уже очень скоро, и обычная подача заявки на электронную почту компании.

– Вы должны разбираться в трендах Европы и Америки и смотреть, что делают, например, скандинавы, которые очень сильно преуспели в драме и детективе за последнее время. И все это преломлять, понимая, как это можно сделать интересно, с вызовом, для нашего зрителя, – посоветовала молодым сценаристам Ольга. – Если вы смотрите «Первый канал», то должны понимать, что их больше всего интересуют драмы и мелодрамы, человеческие истории, немного женские, в хорошем смысле этого слова.

За мастер-класс спикер успела показать несколько трейлерных роликов к многосерийным фильмам «Обратная сторона Луны – 2», «Фарца» и другим ожидаемым премьерам. Все показанное контрастировало между собой, хоть и чувствовался один стиль съемки, и это – заслуга компании «Среда», которая имеет в запасе большое количество разножанровых сюжетов с интересными, «сложными» героями.

Ольга закончила свое выступление на радостной для студентов ноте:

– Входящий поток мы смотрим весь. Просто будьте настойчивы. Парень из Нижнего Новогорода, работающий в рекламе, прислал нам заявку, в которой нам понравились персонажи. Мы связались с ним, провели два скайп-звонка, показали сценарий Александру Цекало. В ближайшее время мы будем работать над этим проектом.

Вечером этого же дня состоялся мастер-класс Сергея Валентиновича Мирошниченко – режиссёра, сценариста, педагога и профессора, заслуженного деятеля искусств России, лауреата двух Государственных премий РФ. Основная часть мероприятия была отведена показу фильма «Кольца мира», который является официальным документальным фильмом зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Сергей Мирошниченко, выступивший в роли режиссера и продюсера, рассказал зрителям о процессе создания фильма, а также его смысле и значении.

Перед началом показа «Колец мира» Сергей Валентинович выразил благодарность команде, задействованной в производстве фильма, особенно подчеркнув масштаб и сложность операторской работы. По его словам, в съемке участвовали 18 операторов, которым в силу ограниченности бюджета приходилось выполнять свои обязанности «за копейки», справляясь при этом со значительными техническими трудностями. Главная из них – необходимость постоянно удерживать в фокусе высокоскоростные объекты, траектория которых могла быть непредсказуемой.

Из рассказа Сергея Мирошниченко можно понять, что «Кольца мира» - результат огромной разноплановой работы множества людей как непосредственно на Олимпиаде, так и в студии. В частности, эта работа включала съёмку Олимпийских соревнований с первого дубля и с различных ракурсов, беседы со спортсменами, отбор кадров из 800 часов отснятого материала, 6 месяцев цветокоррекции, 5 месяцев звукорежиссуры. Упоминая о звуковом сопровождении, следует также сказать, что для фильма была написана оригинальная музыка, а отдельные звуки, необходимые для передачи атмосферы спортивных состязаний, воспроизводились в специальных, порой необычных условиях.

По словам Сергея Валентиновича, для создания звука «царапания» коньков об лёд, брали ледяную глыбу и проводили по её поверхности лезвием конька. Для классического конькобежного спорта, шорт-трека и фигурного катания и звук, и вид коньков подбирался отдельно.

В рамках мастер-класса была показана только первая часть «Колец мира». Однако живой интерес зрителей позволил сделать вывод, что фильм стал ярким произведением, которое освещает Олимпиаду в Сочи с различных сторон и позволяет прочувствовать дух этого знаменательного события. Не менее важно то, что фильм обладает глубоким смысловым посылом. «Я снял частицу бога» - процитировал одного из операторов Сергей Мирошниченко.

Вступительная часть фильма показывает наиболее яркие кадры подготовительного этапа, в том числе Олимпийской эстафеты. Основная же посвящена интервью с чемпионами в различных видах спорта, среди которых биатлонистки Дарья Домрачева и Габриела Соукалова, сноубордист Юрий Подладчиков, конькобежец Виктор Ан, прыгуньи с трамплина Коллин Маттель и Карина Фогт и многие другие.

По словам Сергея Мирошниченко, важным принципом создания фильма была «гостеприимность». Именно она объясняет то, что создатели фильма не выделили российских спортсменов, но с равным вниманием отнеслись к ним и представителям других стран. Это стало безусловным плюсом, поскольку дало зрителю возможность понять мысли и чувства спортсменов разных национальностей и осознать, что людей из разных точек планеты роднит очень многое.

Фильм «Кольца мира» несёт мысль, что Олимпийские игры, несмотря на соперничество между спортсменами, должны объединять людей, и это действительно происходит. «Это фильм не о спорте, а о философии спорта», – подчеркнул Сергей Мирошниченко. Олимпиада – это всегда командная работа огромного числа людей, ведь столь масштабное событие невозможно создать без концентрации множества сил: физических, психологических, творческих, технических. Олимпиада – это всегда сильные эмоции, которые объединяют всех её участников.

– Это фильм о том, как здорово быть вместе, – подытожил Сергей Мирошниченко после окончания показа.

Мысль о ценности коллективной работы, необходимости объединяться для реализации проектов, стала одной из главных в его речи, а из темы Олимпийских игр она перешла в контекст создания кино. В завершение мастер-класса Сергей Валентинович призвал молодых деятелей культуры к интеграции творческих усилий:

– Надо делать коллективное кино, это объединяет людей.

 

 

 

Текст: Елизавета Курдова, Елена Баскакова

Фото: Владимир Крючков, Анна Глебова


Яндекс.Метрика