Иржи Менцель: «Нужно учиться на хороших фильмах»

27 сентября, 2016

В рамках фестиваля «Послание к человеку» в Институте кино и телевидения прошел мастер-класс чешского режиссера, актера, сценариста, обладателя премии «Оскар», Иржи Менцеля. Кинематографист предельно откровенно ответил на все,  даже самые каверзные вопросы участников мероприятия

Иржи Менцель вышел к слушателям, проверил микрофон и сразу же задал им вопрос:

– Вы все хотите снимать кино?

– Да, – ответили участники мастер-класса.

– Ну тогда будет очень много фильмов. И я желаю вам счастья в этом. Восхищаюсь вашей смелостью.

На этом все. Дальше мастер-класс проходил в режиме «вопрос-ответ». Но зато Менцель отвечал честно,  совершенно не стараясь угодить публике. А какой вопрос можно считать самым ожидаемым на мастер-классе классика комедии? Конечно же о том, что  такое качественная народная комедия. Ответ на него оказался неожиданно прост:

– Все очень просто.  Это фильм, на который придут люди и за который вам не будет стыдно. Но чем дальше, тем сложнее снимать такое кино, потому что люди привыкли к глупым фильмам. Так что это очень сложно.

Путь Иржи Менцеля в кинематографе начинается с его поступления на театральный факультет Академии музыкального искусства в Праге. Будущий режиссер страстно хотел связать свою жизнь с театром. Но мировому кинематографу повезло, потому что Иржи туда не приняли с формулировкой «отсутствует талант». Тогда Менцель пошел работать на телевидение, куда, по его словам, в тот период брали всех. Его учителем стал знаменитый чешский режиссер и педагог Отакар Варва:

– История показывает, что для того, чтобы снимать хорошие фильмы, вовсе необязательно ходить в киношколу. Это вопрос вашего желания, вашей воли. Важно смотреть, знать хорошие фильмы и учиться на них. У нас был профессор, наш учитель, который начал снимать фильмы еще до войны. Это был человек, который сам учился тем, что смотрел хорошие фильмы. Он учил нас, как разбираться в литературе, изобразительном искусстве и культуре. То есть во всем, что может помочь при создании кино. Вы в выгодном положении. Потому что он этим занимался в то время, когда существовал только один вид кино. А сейчас, если вам не нравится обычное полнометражное кино, вы можете снимать любое другое. Вы можете снимать пятиминутные короткометражки. Не нужно обязательно снимать полнометражное кино. Важно уметь создавать образы. Бог знает, какие технические возможности у нас появятся через пять лет. Вам для того, чтобы написать основу фильма, нужно самое простое – грамматика. И то же самое относится и к кино. Вы должны знать язык и грамматику кино.

– У меня нет права снимать  фильмы по русским произведениям. Когда мне предложили снимать «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» по роману Владимира Войновича, я отказался, сказав, что снимать его может только русский, – рассказал Менцель. – Но британский продюсер уговорил меня. Я согласился на трех условиях: играть должны российские актеры и все должно быть на русском языке, со мной должны были сотрудничать люди, которые знали, как все было во время войны, а сниматься картина должна не в России, а в Чехии. К счастью,  недалеко от Праги советской армией была оставлена база.

Несмотря на всю свою славу и регалии, Иржи Менцель во время всего мастер-класса демонстрировал простоту и ироничность.

– Вы похожи на очень приличных студентов, – вновь обратился к публике Менцель уже ближе к завершению мастер-класса. – Ну или на депутатов. Сидите такие серьезные…

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Фото Анастасии Ксенофонтовой, журнал «Сеанс»

Ведущий мастер-класса: 
Иржи Менцель