3 декабря 1932 – создается операторское отделение, которое возглавит В.В. Горданов

3 декабря 2015

Фототехническое отделение, готовящее кинооператоров, было переименовано в операторское отделение. На его базе в марте 1933 создается операторский факультет, который в 1935 году переводится во ВГИК в Москву. Его первым деканом стал известный оператор Вячеслав Горданов 

Судьба выдающегося советского кинооператора, заслуженного деятеля искусств и лауреата Сталинской премии Вячеслава Вячеславовича Горданова неотделима от истории нашего Института. 

Увлекавшийся фотографией Вячеслав Горданов, в 1922 году становится студентом Высшего института фотографии и фототехники. Бурно развивавшийся в то время кинематограф воспринимался им, как один видов фотографии, но обладающий новыми возможностями.

Это были не простые годы для Фототехнического института. Ректор тяжело болел, работа персонала не оплачивалась, помещение не отапливалось.

– В первом этаже  была  маленькая  комнатка  с  буржуйкой. Иногда  мы  затаскивали туда  кого-нибудь  из наших милых стариков, всегда готовых делиться с нами своими большими знаниями, и тогда начинались фотографические разговоры всерьез и по душам. – вспоминал Вячеслав Горданов. – Это были дружеские собеседования, на  первый взгляд,  казалось бы, лишенные какой-либо определенной системы, однако, неожиданно для самих себя,  мы вдруг почувствовали, что у нас как-то исподволь создалось довольно стройное представление о фотографическом процессе,  аппаратуре и оптике. Для нас это было особенно важно – мы ведь были первым курсом института, только начинавшего свое бытие, лишенного каких-либо традиций.

Окончив Ленинградский фотокинотехникум в 1927 году (так в то время назывался Институт) Горданов снимает такие фильмы как «Адрес Ленина», «Фриц Бауэр», «Гроза», «Петр I», «Маскарад», «Варежки», «Академик Иван Павлов».

С 1933 года он возвращается в Институт и становится главой операторского факультета и заведующим кафедрой киносъемки. В марте 1935 года состоялся выпуск, а операторский факультет ЛИКИ прекратил свое существования. Таким образом, Вячеслав Горданов оказался не только одним из первых студентов факультета, позже ставшим операторским, но также первым и последним его деканом.

– Курс был очень трудный. Очевидно, за время всяческих перемен, происходивших в учебном заведении, им мало занимались и он был в загоне. Из разговоров со студентами я понял, что по существу они были предоставлены самим себе, в особенности по предметам кинематографическим и творческим, – отмечал Вячеслав Горданов. – Отсюда и большие пробелы в их представлениях по этой части. Эти пробелы необходимо было, по возможности, заполнить. Перспектив не было никаких: как только этот курс защитит свои дипломные работы, факультет будет ликвидирован. Времени было в обрез - один учебный год и год на дипломированние, а сделать предстояло очень многое.

Вместе с командой опытных коллег Горданову удалось «внедрить в сознание студентов сумму наиболее важных представлений о кинематографическом искусстве, в особенности об изобразительном решении картин и операторской работе в частности».

 

 

Служба информации СПбГИКиТ