Студенты СПбГИКиТ встретились с известными немецкими кинодокументалистами

2 октября, 2015

В самый разгар международного фестиваля “Послания к человеку” в Институте кино и телевидения состоялись  мастер-классы эксперта в области документального кино Туе Стина Мюллера и режиссера Рюдигера Зухсланда

Рюдигер Зухсланд

На примере кинематографа Веймарской республики (1918-1933) режиссер Рюдигер Зухсланд попытался ответить на вопрос «Как кино могло знать то, чего не знали мы?». В своем фильме «От Калигари до Гитлера» он объединил кадры картин «золотого века немецкого кино», высказывания ведущих современных кинокритиков и свои собственные мысли.

– Все стили и жанры были изобретены в этот период. Кино тогда было делать очень легко, потому что никто не мог тебе указать, что ты делаешь что-то неправильно, – рассказал Рюдигер Зухсланд. – Но в этом была и сложность, потому что каждый режиссер должен был быть своего рода инженером кинематографа. Ему нужно было изобретать машину кино самостоятельно. При этом высокое и массовое кино были слиты воедино.

По мнению режиссера-документалиста, признаки скорого пришествия к власти нацистов фиксировались немецкими кинематографистами и получали отражение в массовой культуре. В качестве одного из многочисленных примеров Рюдигер Зухсланд привел трилогию Фрица Ланга о докторе Мабузе:

– Мабузе одновременно является и актером, и преступником, и диктатором, и тираном, а еще он, судя по всему, играет на бирже. Этот герой живет в контексте демократии и манипулирует финансовыми активами. Таким образом, свобода автоматически означает незащищенность. Мабузе постоянно жонглирует масками. То он изображает буржуа, то аристократа. Все время кем-то прикидывается, чтобы манипулировать массами.

Двух часов оказалось совсем немного для полноценного общения немецкого режиссера со студентами. Те, кому действительно оказался интересен немецкий кинематограф 1918-1933 годов этим же вечером имели возможность посмотреть полную версию фильма и задать Рюдигеру Зухсланду дополнительные вопросы.

– Для меня мастер-класс был очень познавательным, потому что я люблю немецкое кино. Я очень надеюсь, что попаду на показ фильма «От Калигари до Гитлера» сегодня вечером, – отметил  Леонид Марасин, будущий абитуриент СПбГИКиТ. – Узнал много новых фильмов, которые надо обязательно посмотреть, например, «Воскресные люди».

Известный датский киновед, в настоящее время куратор многих известных международных программ по креативному документальному кино, фанат своего дела – Туе Стин Мюллер - с первых минут знакомства покорил публику своей харизмой, обаянием и философским видением кинематогрофа. Мастер-класс был больше похож на дружескую встречу, чем на лекцию для студентов.

Туе Стин Мюллер ценит в документальном кино не историю о правде, а правдивость, что несомненно разные вещи.

 – Я очень рад, что времена, когда все были убеждены, что документальное кино объективно отображает реальность, наконец, закончились – говорит Туе.

Как наглядное подтверждение своих слов Туе Стин Мюллер представил публике яркие примеры документального кино, одним из которых был «Акт убийства» (Джошуа Оппенхаймер, 2012г.), который он назвал «самым успешным документальным фильмом». Также киновед подчеркнул, что снимать документальное кино, как и любое другое, может любой желающий, даже на обычную камеру мобильного телефона. Важно лишь найти неоднозначную историю и показать ее с разных сторон.

 

Весь мастер-класс прошёл на одном дыхании, студенты разных специальностей остались в восторге, так как они получили серьезную пищу для размышления. В заключении Туе предложил всем подписаться на его аккаунт в FaceBook, где он ежедневно выкладывает свои статьи и рецензии.

 

 

Текст: Дарья Авдеенко, служба информации СПбГИКиТ

Фото: Светлана Хвостова, служба информации СПбГИКиТ

Ведущий мастер-класса: 
Рюдигер Зухсланд
Туе Стин Мюллер