В.А.Фролов: Здание СПбГИКиТ – шедевр архитектурного и декоративного искусства!

17 апреля 2015

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась профориентационная творческая встреча известного историка искусства Владимира Александровича Фролова и доцента кафедры иностранных языков Владимира Константиновича Иванова со студентами

 

Владимир Александрович Фролов является потомственным специалистом в области мозаичного искусства: его прапрадед, Александр Никитич Фролов, стоял у истоков современной русской мозаики, а прадед, Александр Александрович, придал новый импульс ее развитию в начале ХХ века. В 1890-м году Александр Никитич и Александр Александрович Фроловы открыли частную студию декоративной мозаики, которая получила такие крупные заказы, как создание декоративного оформления Церкви Воскресения Христова,  Дома Зингера и Храма Александра  III  (ныне главного корпуса СПбГИКиТ). Позднее семейное дело продолжил Владимир Александрович Фролов, возродивший мозаику в СССР декоративными проектами в Мавзолее, ГУМе, московском метрополитене, а также отец приглашенного гостя Александр Владимирович Фролов.

Творческая встреча со студентами прошла в преддверии торжественного открытия отреставрированной мозаики на фасаде здания СПбГИКиТ по адресу улица Правды, дом 13. Владимир Александрович Фролов и Владимир Константинович Иванов рассказали студентам, что  здание было построено в 1901 году в качестве Училищного совета Синода и образцовой церковно-приходской школы с Храмом в память Императора Александра III, и изобиловало декоративными элементами. На фасаде находились мозаичные вставки, самая большая из которых – «Христос, благословляющий детей». Размер изображения составлял более чем 7*9 метров. Все мозаики были изготовлены в мастерской Фролова. Однако после Революции мозаика оказалась закрашена толстым слоем краски и забита сверху стальными листами.

Само здание было передано основанному в 1918 году Институту фотографии и фототехники, прародителю Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. В конце 2014 года красивейшая мозаика, созданная в мастерской Фролова, была полностью восстановлена во время комплексной реставрации здания.

 

В начале ХХ века мозаика в России незаслуженно пребывала в некотором забвении, специалисты отказывались признавать ее самостоятельным видом искусства, называя  «копировальным искусством», призванным обслуживать живопись. Делом всей жизни Владимира Александровича Фролова стало развитие мозаики, отстаивание ее права находиться среди других видов декоративного искусства. В этом году исполняется 125 лет мастерской Фролова, и открытие фрески станет большим подарком не только вузу и городу, но и делу всей жизни рода Фроловых.

Обоих выступающих студенты слушали на одном дыхании, пытаясь в своем воображении представить некогда действовавший храм в стенах современного вуза. Лекторы рассказывали не только о здании СПбГИКиТ и мозаике на его фасаде, но и о развитии мозаики в России, исторической застройке Митрофаньевского подворья, реализации идей панславизма в архитектуре и декоре.

— Мне очень понравилось мероприятие! Чудесно, что нам рассказывают такую важную и полезную информацию, которую мы, наверное, больше нигде бы и не узнали. Мы учимся в этом здании, и теперь сможем взглянуть на него по-новому, - поделилась  своим мнением о прошедшей встрече студентка третьего курса факультета продюсирования, экономики и управления Вера Шавель.

                                                                                                                    Служба информации СПбГИКиТ