Сергей Мирошниченко: «Если мы не будем бороться за зрителя, то его заберут другие»

24 октября, 2014

«ПитерКиТ», день 6. В главном корпусе университета кино и телевидения состоялся мастер-класс российского документалиста, обладателя премий «Ника», «Эмми», «Тэфи», автора известного цикла «Рожденные в СССР» и председателя жюри XIV студенческого фестиваля «ПитерКиТ» Сергея Мирошниченко. Gukit.ru публикует фрагменты выступления.

– Мы должны выигрывать «Оскар», «Эмми», Канны, Берлин и Амстердам, – начал с призыва свое выступление Сергей Мирошниченко. – Наши фильмы должны смотреть, а иначе будут смотреть американцев, китайцев, и не надо на это жаловаться. Долгое время кинематограф мы делили на «мейнстрим» и «арт». Когда я учился, у нас был культ «арта». Это было как сектантство какое-то: хотелось быть интеллигентными, умными, продвинутыми людьми, которые находятся вне зрителя. Нас необязательно было понимать, нас не нужно было знать, мы чувствовали себя избранными. Эту мысль, признаюсь, я раньше культивировал и среди своих студентов. Но надо понимать, что если мы поворачиваемся к зрителю спиной, не боремся за него, то его забирают другие. Надо быть художником, который открыт миру и влияет на него.

– В чем мудрость художника? Она стоит на трех столпах. Один их них – вера. Я думаю, что вера у вас сейчас – это ритуал: в государство, в Бога, в друг друга, в родителей.... Мудрость в надежде. На что надеемся? Что будем жить лучше, что машина будет больше, у женщин будет больше мужчин, у мужчин будет больше женщин? Но надежда на то, что ты будешь лучше внутренне, что ты сделаешь мир вокруг себя лучше,… она уходит. Последняя часть в этом столпе – любовь. Много ли мы друг друга любим? Где та самая любовь к человеку которому плохо, протянутая рука? Для своих студентов, чтобы они осознали себя, провожу такой эксперимент: они каждый год снимают фильм на тему «веры», «надежды» и «любови». Было бы интересно, чтобы какая-нибудь из ваших мастерских сделала бы что-нибудь подобное, и мы бы вместе показывали потом взгляд на одну тему.

– У студентов кинематографистов я наблюдаю страх перед большими темами и личностями. Возникает некая тяжесть снимать кого-то или что-то интереснее себя. Крупная личность требует большой отдачи, подготовки и сосредоточенности. Однажды, я для себя решил, что профессия – главная часть моей жизни. И чтобы ее провести интересно, я хочу быть рядом с интересными людьми. Искренне говорю, что мне было интересно быть с Астафьевым, Жженовым, Распутиным, Солженицыным, Гергиевым.... Они мне открывали мир, которого я не знаю. Заставляли читать то, что я не прочитал в свое время. Для своих фильмов я выбирал героев, которые не были «рабами». А прожить жизнь без «рабства» – это сложно.

– Когда ты выходишь из вуза режиссером, ты должен уметь делать многое в аудиовизуальном искусстве и ждать своей возможности, темы. Я считаю, что режиссеры игрового кино отлично снимают документальное и арт-кино, например, Херцог, Сокуров, Вендерс.... Главное – быть готовым ко всему, не отказываться ни от чего. Звягинцев может нравиться или не нравиться, но он сначала долгое время делал клипы, передачи и дождался таки своего часа. Он блестящий производственник, потому что работал на телевидении, он знает, что такое сроки и концентрация. То же самое делал Сокуров. Мне важно, чтобы молодые кинематографисты не впали в монашеское ожидание от Бога: что тебе принесут какой-то арт-проект. Не ждите этого, не гибните. У нас во ВГИКе есть такая «бацилла»: не тратить время ни на что, кроме чистого искусства. Не будьте маргиналами, оставайтесь в кино, в телевидении.

– Расскажу, что вас ожидает впереди. Одна из моих дочерей во время обучения сняла фильм, который вошел в тройку лучших студенческих картин Европы, сейчас она будет возглавлять телеканал «24ДОК». Перед ними сегодня стоит задача задержать зрителя у экрана хотя бы на 9 минут, это большое время для телевидения. И еще, сегодня на канале нечего показывать, потому что он входит в цифровой пакет, а значит все фильмы должны быть в HD. У нас единицы делают качественный продукт.

Максим Мирошниченко, служба информации СПбГУКиТ
Фото: Дарья Кутина

 

Ведущий мастер-класса: 
Сергей Мирошниченко