Продюсер фильмов Стэнли Кубрика научил вниманию к деталям

6 мая 2014

В Университете кино и телевидения прошла лекция Яна Харлана – продюсера и близкого друга одного из самых влиятельных кинематографистов второй половины XX века. Лекцию «Искусство в кинопроизводстве» Харлан прочитал в рамках «Ретроспективы Стэнли Кубрика», завершившейся в кинотеатре «Аврора».

Без художника производство фильма может превратиться чисто в технологический процесс, а это – уже понятие далекое от искусства, начал свое выступление Ян Харлан и попытался объяснить будущим режиссерам и сценаристам важность каждой незначительной, на первый взгляд, детали при создании качественного кино. Собственный опыт преподавания и участия в съемках короткометражек совместно со студентами европейских вузов позволил маэстро и в этот раз быстро наладить контакт с аудиторией. Тем более, что для лекции были припасены не только теоретические заготовки, но и видеофрагменты, наглядно раскрывающие слова продюсера. Так, в трехминутной работе начинающего парагвайского режиссера, буквально на телефон заснявшего заросшие бурьяном железнодорожные пути, основной эмоциональный фон в итоге делает наложенный звук движущихся поездов и голоса пассажиров на вокзале. Кстати, этот ролик был удостоен призового места на одном из фестивалей, что позже позволило автору решить проблему покупки профессионального оборудования. Тема была продолжена демонстрацией фрагмента из работы Андрея Тарковского «Жертвоприношение», где мощный саундтрек пролетающих на небольшой высоте самолетов создает атмосферу неотвратимости войны.

Узнали воспитанники СПбГУКиТ о правиле первых трех минут фильма. Если суметь захватить внимание зрителя за этот небольшой отрезок времени, то интерес к последующему действию возрастет в разы. Свои слова Ян Харлан подтвердил демонстрацией начальных сцен фильмов Стэнли Кубрика «Лолита» и «Сияние». В последнем, общий план движущегося по горному серпантину автомобиля главного героя в исполнении Джека Николсона,  вкупе с соответствующей музыкой сразу же настраивают зрителя на довольно напряженный сюжет.

Встреча со студентами Университета кино и телевидения продлилась более трех часов. Закончив с докладом, именитый гость посвятил большое количество времени ответам на вопросы аудитории.

Ян Харлан начал работать со Стэнли Кубриком на проекте «Наполеон» (фильм так и не был снят). Побывав помощником продюсера на картине «Заводной апельсин», Харлан выступил исполнительным продюсером четырех последних фильмов Кубрика: «Барри Линдон», «Сияние», «Цельнометаллическая оболочка» и «Широко закрытые глаза»; а также картины Стивена Спилберга «Искусственный разум», в основу которой легли невоплощенные идеи и наработки Кубрика. Сегодня Харлан выступает в качестве приглашенного лектора во многих европейских киношколах, где снимает со студентами короткометражные фильмы, а также активно занимается передвижной выставкой архивов Кубрика (The Stanley Kubrick Exhibition), следующая, одиннадцатая остановка которой произойдет в мае 2014 года в Кракове.

Служба информации СПбГУКиТ