ФЕДОР БОНДАРЧУК: «НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ: Я ЗДЕСЬ, Я ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ! ДАЙТЕ МНЕ МЕСТО!»

5 декабря 2013

На мастер-классе в СПбГУКиТ один из самых известных российских режиссеров ответил на критику «Сталинграда», поделился творческими планами и посоветовал будущим выпускникам «быть наглее».

Федор Бондарчук приехал в Санкт-Петербург для участия в Международном культурном форуме, который проходил в Северной столице со 2 по 4 декабря. Приняв личное приглашение ректора СПбГУКиТ А.Д. Евменова, кинорежиссер нашел время для встречи со студентами и преподавателями Университета кино и телевидения, членом попечительского совета которого он является.

Творческая встреча в заполненном «до отказа» киноконцертном зале СПбГУКиТ (ул. Бухарестская, 22) началась с показа отрывков из киноработ именитого гостя. Короткая ретроспектива побудила Бондарчука начать свое выступление с признания:

– Обычно я не пересматриваю свои фильмы. Сейчас увидел ролик «Обитаемого острова» и понял, насколько все это наивно сделано... Вам с этим тоже предстоит столкнуться, потому что время бежит неумолимо…

Встреча проходила в формате вопросов и ответов: свои записки звездному гостю зрители передавали через модераторов. Одна из первых записок содержала вопрос об особенностях работы с женщиной-кинорежиссером:

– Я сталкивался с несколькими женщинами-режиссерами – это просто космос, – признался Бондарчук. – Когда они с тобой разговаривают, ты чувствуешь что у них абсолютно свой взгляд на мир. Недавно один знакомый показал мне карту мира, выпущенную в Австралии – «зеленый континент» на ней расположен не там, где мы привыкли, а по центру. Так вот, это и есть женский кинематограф: в нем все правильно, все нормально, но только все наоборот.

Отвечая на вопрос о своих текущих телепроектах, Бондарчук отметил успешный сериал «Молодежка» (СТС), для которого в производство будут запущены еще 40 эпизодов:
– Приезжайте в Москву! Нам по-прежнему требуются люди, умеющие кататься на коньках – пошутил режиссер.

Как выяснилось, среди других ближайших планов Федора Бондарчука на телевидении – российские адаптации нашумевших американских сериалов «Карточный домик» («House of  Cards») и «Западное крыло» (The West Wing»).

Большое количество записок из зала ожидаемо были посвящены последней работе режиссера – военному блокбастеру «Сталинград». Бондарчук отметил, что огромные кассовые сборы картины стали для него неожиданностью:
– Семь миллионов человек, которые пришли в кинотеатр и сделали так, что «Сталинград» занял третье место среди лидеров за всю историю современного российского кинопроката — это невероятно!

Что касается критики, то здесь у режиссера, как оказалось, выработался стойкий иммунитет:
– Я встретил ту самую волну негодования, которую и ожидал. Но, это не фильм «Сталинград» был отрицательно воспринят, просто многие не любят лично Федор Бондарчука, и это вполне нормально. Если бы картина вышла без моей фамилии в титрах, агрессии было бы очевидно меньше. А сейчас, пожалуйста, реализуйтесь за счет меня, но помните, что это совершенно ни на что не влияет – заочно обратился к своим критикам режиссер.  

Одной из главных претензий к блокбастеру, по словам самого Бондарчука, стало отсутствие  в картине с названием «Сталинград» собственно Сталинградской битвы:
– Я назвал фильм «Сталинградом» только для того, чтобы вы пришли в кинотеатры. Потому что Сталинград — это уже не просто город. Это образ. С одной стороны, я могу отстаивать свое право называть картину так, как считаю нужным, с другой — признать, что это была часть маркетинговой политики. И что, меня следует казнить за это? – закрыл тему кинематографист.

Отвечая на вопрос о любимых фильмах, Федор Бондарчук отметил триллер Альфонсо Куарона «Гравитация» (2013), а также киноклассику: «Последнее танго в Париже» и «Они сражались за Родину». В числе своих любимых кинорежиссеров назвал Даррена Ароновски, Дэвида Финчера и россиянку Анну Меликян:
– Мне кажется, что у нее невероятное будущее. Это прекрасный кинематографист, который творит на таком современном и таком экстремально правдивом языке! – похвалил коллегу Бондарчук.

На творческой встрече в стенах учебного заведения не могла не зайти речь и о преподавательских амбициях звездного гостя:
– Я не умею преподавать, – признался Бондарчук. – Если ты проводишь мастерскую на 15-30 человек, то, за каждого из них, несешь стопроцентную персональную ответственность в их дальнейшей жизни. Я на такое вряд ли способен».

– «Какое будущее ждет киностудию «Ленфильм» после выделения ей государственных денег» – озвучил режиссер следующую записку из зала, и тут же добавил – А давайте спросим об этом у Эдуарда Анатольевича лично!

Под громкие аплодисменты на сцену поднялся директор киностудии «Ленфильм», член попечительского совета СПбГУКиТ Эдуард Пичугин:
– Ленфильм жил, жив и будет жить, – заверил он собравшихся. – С деньгами, слава богу, у нас все в порядке. Но те полтора миллиарда, которые киностудии выделило государство – это, конечно, кредитные средства и в ближайшее время нам предстоит их отдавать».

Федор Бондарчук провел в стенах СПбГУКиТ около двух часов. По окончании встречи режиссер выразил желание вернуться и прочитать отдельную лекцию по продвижению кинопродукции в Интернете – по словам Бондарчука, за последнее время, он сам стал большим специалистом в этой области. Свое выступление гость закончил напутствием:
– В те времена, когда я начинал, у редкого человек была собственная кинокамера, не говоря уже о таком уникальном зале, который сегодня есть у вас. Теперь вы можете взять телефон, снять, выложить в Интернет, а дальше уже только от вашего таланта зависит, какое количество просмотров вы наберете. Что посоветовать? Будьте наглыми, доставайте людей! Говорите: я здесь, я есть и я очень талантливый! Дайте мне место!

Серафим Романов, Алина Василькова
Служба информации СПбГУКиТ

Фото: Анна Разумовская