История кафедры медиакоммуникационных технологий

Приказом ГОСКИНО СССР № 90 от 22.08.1990 года и приказом ректора ЛИКИ  № 33-ОД от 28.09.1990 года была образована кафедра кинофикации и киновидеопроката. Со времени организации в 1991г. экономического факультета кафедра вошла в его состав и развивалась вместе с ним.

Достижения кафедры с момента образования и до недавнего времени связаны с именем её создателя и первого её  руководителя, выпускника  ЛИКИ 1966г.; члена-корреспондента МАН ВШ, академика, вице-президента МАИСУ, члена Союза кинематографистов России, члена SMPTE, к.т.н., профессора  Соколова Александра Венедиктовича.

На кафедре были подготовлены и прочитаны лекции по более чем 20 профильным дисциплинам, таким как «Основы техники зрелищных предприятий», «Производственный менеджмент в кинопрокате и кинопроизводстве»,  и т.д.

Велись НИР по темам: «Возрождение регулирующей роли государства в кинопрокатных организациях», «Организационно-управленческая структура киностудии в условиях акционирования», «Возрождение  российского кинопроката через  франчайзинг», «О регулирующей роли экономических взаимоотношений в кинопрокатных организациях», «Связи с общественностью, как механизм трансляции культуры» и т.д.

Начиная с 1998 года, на кафедре началась подготовка по специальности «Менеджмент организации» (специализация «Менеджмент зрелищных предприятий»).

В 1999 году, в  соответствии с изменением  направления деятельности, кафедра кинофикации и киновидеопроката  была  переименована  в  кафедру производственного менеджмента.

С 2000 года кафедру возглавил заслуженный работник культуры РФ, член Союза кинематографистов РФ, член ученого совета Российской академии общественных связей к.эк.н. В.Н. Лозинский.

За прошедшие годы на кафедре были подготовлены и велись занятия по многим дисциплинам, которые широко охватывали гуманитарные науки  и менеджмент в целом, среди которых: «Производственный менеджмент», «Технологические комплексы», «Зрелищные предприятия», «Культура бизнеса», «Основы производства техники зрелищных предприятий», «Информационные технологии управления»,  «Управленческие решения»,  «Стратегический менеджмент», «Сценические и экранные искусства», «Основы киноискусства» и многие другие.

Сотрудниками кафедры опубликовано более 100 научных статей и более 70 учебно-методических работ, получено 4 авторских свидетельства. Преподаватели кафедры принимали участие в научно-технических  конференциях в нашей стране и за рубежом ( Германия, Франция, США, Канада).

Подготовка менеджеров осуществлялась   в соответствии с профилем университета  и  была ориентирована на аудиовизуальную сферу - производство  аудиовизуальной продукции, именно поэтому  студенты проходили ознакомительную, производственную и преддипломную практики преимущественно в  профильных организациях: на кино- и телестудиях, в кинопрокате, кинотеатрах, в  БКЗ «Октябрьский», театре Юного зрителя им. Брянцева и т.д.

В 2005г. кафедра  вошла  в состав  факультета  массовых коммуникаций. В этом же году на кафедре  была открыта  новая специальность «Реклама» (специализация «Рекламный  менеджмент»), а в уже в 2006 году был проведен первый набор студентов на данную специальность. Преподавателями кафедры были подготовлены и читались следующие дисциплины по новой специальности: «Основы рекламы»,  «Управленческие решения в сфере рекламы», «Психология рекламной деятельности», «Социология рекламной деятельности», «Ценообразование на рынке рекламных услуг», «Управление на рынке  рекламных услуг», «Политическая реклама», «Организация рекламы аудио-видеопродукции», «Рекламный менеджмент», «Рекламный маркетинг» и  многие др.

К преподаванию  по специальности «Реклама»  привлечены профессионалы: к.пол.н. И.В. Чертков, к.искусств.н. Е.С. Чичканов,  А.А.Игнатенко,  А.А.Степанов.

В 2008г. приказом  ректора  СПбГУКиТ №32-ОД от 30.04.2008г. кафедра была переименована в кафедру Менеджмента  и  маркетинговых  коммуникаций,  в связи с реорганизацией,  связанной с  объединением   с  кафедрой  Связей с общественностью в 2009г. В это время началась подготовка по новой  специальности  «Журналистика».  На кафедру для работы были приглашены  профессионалы в области журналистики: Суворова Т.М. – член союза журналистов, Дробышева М.Н.- член Международного Союза журналистов,  Радкевич Ю.О. – член Союза журналистов, директор «Дома радио». На кафедре по новой специальности были подготовлены  более 20 новых дисциплин такие как: «Основы теории журналистики», «Основы  журналистской  деятельности», «Техника и технология СМИ», «Основы творческой деятельности журналиста»,  «История  отечественной  журналистики»,  «История  зарубежной журналистики», и  т.д.

За прошедшие годы на кафедре были подготовлены и ведутся занятия  более чем по 120 дисциплинам   не  только для студентов специальностей кафедры, но и для специальностей: «Государственное  муниципальное  управление», «Экономика и управление на предприятии»,  «Продюсерство  кино и ТВ»,  «Бухгалтерский учет»  и «Менеджмент организации».

В 2011 году подготовка студентов  по специальности «Менеджмент» была передана в Институт экономики и управления, а с 2012 года подготовка  студентов по специальности «Журналистика» - в Институт медиатехнологий.

С  2011 года  кафедрой  Менеджмента и маркетинговых коммуникаций  руководит к.ю.н., доцент Иванцов П.П.

В 2012 году кафедра Менеджмента и маркетинговых коммуникаций была переименована в кафедру Рекламы и связей с общественностью, а в 2015 году в кафедру Медиакоммуникационных технологий. В настоящее время кафедра входит в структуру факультета управления и медиакоммуникаций, осуществляет подготовку студентов  по направлению «Реклама и связи с общественностью». 

18 декабря 2014 года на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был опубликован рейтинг 100 российских государственных и негосударственных высших учебных заведений, осуществляющих обучение студентов по направлениям "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика", "Телевидение" и "Медиакоммуникации" (http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=45070). Согласно этому рейтингу Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения занял четвертое место, что свидетельствует о высокой профессиональной оценке образовательной деятельности института в данной области.

При проведении мониторинга учитывались средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на указанные специальности в 2014 году, квалификация выпускников программ обучения, международная активность вуза, ресурсная база, инновационная деятельность учебных заведений и другие показатели. Главным критерием определения рейтинга, по заявлению заместителя министра Минкомсвязи РФ Алексея Волина в интервью газете "Известия", опубликованному 22 декабря 2014 года (http://izvestia.ru/news/580969), стало мнение работодателей - более 100 крупнейших федеральных и региональных медиакомпаний.

Кафедра с 1998 года осуществляет подготовку специалистов для Министерства культуры РФ в сфере медиакоммуникаций. Сначала по специальностям "Связи с общественностью" и "Реклама", затем по направлению "Реклама и связи с общественностью". Особенностью образования по данному направлению в институте является специфика кино и телевидения. Выбор соответствующего вектора образовательной и научной деятельности определил конкурентноспособность СПбГИКиТ в области медиаобразования и позволяет готовить квалифицированных специалистов с высокой степенью востребованности в профессиональной сфере.

В настоящее время на кафедре работают 13  преподавателей. В том числе:  9 кандидатов наук и 3 доктора наук. Занятия ведутся по дисциплинам, среди которых: "Теория и практика массовой информации", "Маркетинговые исследования и ситуационный анализ", "Технологии управления общественным мнением", "Консалтинг в рекламе и связях с общественностью", "Скрытая реклама", "Социальная реклама", "Брендинг", "Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью", "Реклама в коммуникационном процессе", "Арт-маркетинг", "Социология массовых коммуникаций", "Психология массовых коммуникаций", "Менеджмент в сфере СМИ", "Манипулятивные технологии на телевидении", "Брендирование на телевидении", "Этнокультурная деятельность СМИ" и другие.

Кафедра ведет активную проектную деятельность, направленную на дополнительное образование студентов и раскрытие их коммуникативных и организаторских способностей.

Ключевыми мероприятиями Кафедры являются: Всероссийский студенческий форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения PRКиТ, Студенческий конкурс рекламных роликов MEDIAКИТ, Фестиваль короткометражного кино "Память сердца" и Форум СМИ Северо-Запада "Сезам".

Сотрудники кафедры постоянно повышают свой профессиональный  уровень  в различных организациях  как Санкт-Петербурга, так и других городов.