История кафедры операторского искусства

История обучения операторской профессии восходит к 1992-му году, когда в Ленинградском Институте киноинженеров впервые началась подготовка специалистов по творческим специальностям. Образованная в том же году кафедра киноискусства была возглавлена народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР, кинорежиссером С.Д.Арановичем. Первым руководителем операторской мастерской в рамках этой кафедры был заслуженный деятель искусств РФ Д.А.Долинин, снявший легендарные картины «В огне брода нет», «Начало», «Чужие письма», «Ключ без права передачи», «Объяснение в любви» и др.

Кафедра киноискусства является тем «фундаментом», на основе которого в 2002 году была создана кафедра операторского искусства. Новое подразделение более десяти лет возглавлял народный артист РФ, лауреат двух Государственных премий, профессор Эдуард Александрович Розовский, оператор-постановщик таких классических лент, как «Человек-амфибия», «Белое солнце пустыни», «Начальник Чукотки», «Старые стены» и многих других. К этому времени кафедра киноискусства значительно выросла. В 2011 году не стало Э.А.Розовского, руководившего кафедрой более десяти лет и отдававшего ей всего себя.

Обучение студентов проходит в творческих мастерских, которыми руководят ведущие деятели российского кино. Сегодня кафедра операторского искусства является сплоченным, единым коллективом.

Мастерскими руководят операторы: Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Д.А.Долинин, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Н.В.Волков, Заслуженный работник культуры РФ, профессор С.М.Ландо ,лауреат гос.премии РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ, профессор И.М. Багаев, почетный кинематографист РФ, доцент В.А.Васильев, профессор А.Н. Филиппов, доцент М.Ю.Левитин. Среди преподавателей кафедры: Заслуженный работник культуры РФ, профессор Ю.Г.Калугин, почетный кинематографист РФ, доцент И.И. Плаксин и почетный кинематографист РФ, доцент О.И. Плаксин, Заслуженный работник культуры РФ, доцент В.М. Попов. Вернулся на кафедру в качестве доцента и бывший выпускник В.Л.Лернер, который, как и большинство преподавателей кафедры, активно совмещает педагогическую работу с профессиональной занятостью в кино и на телевидении.

За последние годы сотрудниками кафедры опубликован ряд учебных и учебно-методических пособий для студентов, обучающихся по специальности «Кинооператорство»: «Киноизображение для «чайников»» Д.А.Долинина, «Фотораскадровка литературного произведения и фотофильм», «Практическая съемка – курс «Фотокомпозиция»» А.В.Чирова, «Основы кинодраматургии» Ю.Г.Калугина, учебные пособия С.М. Ландо: «Кинооператорское мастерство. Книга 1. Основы. Технологии. Композиция», «Кинооператорское мастерство. Книга 2. Свет. Цвет. Движение», «Кинооператорское мастерство. Книга 3. Работа оператора над фильмом», «Кинооператорское мастерство. Композиция кадра», «Основы операторского дела», «Кинооператорское мастерство. Цвет в фильме», «Кинооператорское мастерство. Движение в кадре», «Съемка этюда по киноосвещению», «Фотокомпозиция для киношколы»

В Китае, Вьетнаме, Франции, Германии, Непале, Таиланде и многих других странах работают операторами фильмов и преподают операторское мастерство выпускники кафедры, с которыми постоянно поддерживается связь.