История факультета экранных искусств

  Факультет экранных искусств основан 12 октября 1992 года по инициативе руководства киностудии «Ленфильм», поддержанной руководством других киностудий и телевидения города. На факультете экранных искусств ведется подготовка по специальностям: «Режиссура кино и телевидения», «Кинооператорство», «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», «Киноведение», «Актерское искусство» и направлению «Драматургия» (бакалавриат и магистратура).
  Первоначально факультет состоял из двух кафедр: кафедры телевизионного искусства и кафедры киноискусства, каждая из которых вела подготовку студентов по трём специальностям: режиссуре, звукорежиссуре и операторскому мастерству. Кафедрой киноискусства стал заведовать кинорежиссёр «Ленфильма» Семён Аранович — Лауреат государственной премии, Народный артист СССР, заслуженный деятель искусств России, председатель Санкт-Петербургского Союза кинематографистов. Кафедру телеискусства возглавил художественный руководитель ГТРК «5-й канал» режиссёр Валерий Саруханов. Деканом факультета стал Константин Ершов, профессор, член Союза кинематографистов. Тогда же на факультете была взята за основу и сформирована система творческих мастерских, как это практикуется в творческих вузах. С первых наборов обучение на факультете происходило в шести мастерских: режиссура кино (Семён Аранович); кинооператорство (Дмитрий Долинин); звукорежиссура кино (Алиакпер Гасан-Заде); режиссура телевидения (Валерий Саруханов); телеоператорство (Евгений Уткин) и звукорежиссура телевидения (Григорий Франк). Часть учебных занятий проходила на «Ленфильме» и в телестудиях ГТРК, что приближало учебный процесс к практической работе в кино и на телевидении.
  Дальнейшее активное развитие факультета было связано с открытием новых специальностей в области кино и телевидения, и появлением в качестве мастеров и преподавателей ярких творческих личностей.
Июль 1993 года — первый набор в мастерскую кинорежиссуры неигрового и научно-популярного фильма. Руководители мастерской — кинорежиссёры Юрий Климов и Игорь Войтенко.
  Июнь 1996 года — первый выпуск студентов по специальностям «Режиссура», «Кинооператорство», «Звукорежиссура».
  Июль 1996 года — осуществлен первый набор по специальности «Литературное творчество» («Драматургия»). Для руководства мастерской приглашен Владимир Вардунас.
  Сентябрь 1996 года — заведующим кафедрой киноискусства стал Юрий Климов.
  1997 год — секция искусствознания преобразована в кафедру, заведующим которой стал доктор философских наук Александр Казин; заведующим кафедрой телевизионного искусства назначен звукорежиссёр Санкт-Петербургского телевидения Григорий Франк.
  Июнь 1999 года — заведующим кафедрой киноискусства стал Народный артист РФ, кинооператор Эдуард Розовский.
  Июль 1998 года — факультет начал подготовку студентов по специальности «Связи с общественностью» (сейчас подготовка по этой специальности осуществляется на факультете медиакоммуникаций и туризма).
Важным событием в развитии факультета стало создание учебной киновидеостудии, необходимой для выполнения съемочных работ.
  Постепенно менялась структура факультета: возникли кафедры режиссуры, операторского искусства, звукорежиссуры, режиссуры мультимедиа, кафедра общих дисциплин – искусствознания. Количество учебно-творческих мастерских возросло с 6-и в 1992 году до 60-и к 2000 году. Увеличилось и количество преподавателей: народные артисты СССР и РФ Игорь Масленников, Константин Лопушанский, Владислав Виноградов, Сергей Снежкин, лауреаты Государственной премии РФ Сергей Астахов, Михаил Литвяков, Александр Кривонос, заслуженные деятели искусств РФ Леонид Менакер, Валентина Гуркаленко, Виктор Бутурлин, Олег Рябоконь, заслуженный работник культуры РФ Александр Чиров, профессор Виктор Семенюк, и другие.
  На базе кафедры искусствознания была открыта аспирантура по специальности 17.00.03 «Кино-, теле- и другие экранные искусства».
  Июнь 2003 года — открылась специальность «Продюсерство кино и телевидения». В дальнейшем была создана кафедра продюсерства, вошедшая впоследствии в состав факультета продюсирования, экономики и управления.
  Июнь 2005 года — осуществлен первый набор по специальности «Киноведение». Мастерскую киноведов возглавил доктор искусствоведения Яков Иоскевич.
Важным этапом в развитии не только факультета, но и всего института стал кинофестиваль «ПитерКит», организацией и проведением которого занималась профессиональная команда под руководством заведующего кафедрой кинорежиссуры Виктора Семенюка. Фестиваль проводится ежегодно с декабря 2001 года, в 2014 году фестиваль получил статус международного. Председателями жюри «ПитерКиТ» разных лет становились известнейшие мастера отечественного кино - Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Сергей Дебижев, Глеб Панфилов, Сергей Мирошниченко, Владимир Хотиненко и другие.
Фильмы-победители фестиваля «ПитерКиТ» неоднократно выходили на всероссийскую и международную кинематографическую арену. Так, фильм выпускника мастерской С.М. Овчарова Тимофея Жолнина «F5» был показан в программе «Shot Film Corner» («Уголок короткого метра») Каннского фестиваля, получил главный приз конкурса на XXIII открытом российском кинофестивале «КИНОТАВР», а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков.
  Студенты факультета завоевывают престижные российские и международные награды. В 2015 году фильм «Разговор» (режиссер -Анастасия Новикова, оператор - Павел Скворцов,) получил специальный приз в категории «Короткий документальный фильм» Международного кинофестиваля «Cameraimage» (Быдгощ, Польша). Победителем Первого Всероссийского телевизионного конкурса «Студенческий ТЭФИ» в номинации «Анимационный фильм» стал фильм «Самый темный белый шум» (режиссер – Дарья Пилипенко).
Выпускники факультета участвовали во многих кинофестивалях. Часть из этих уже профессиональных творческих работников современного кинематографа получила престижные награды: фильм «Адмирал» Андрея Кравчука удостоился сразу несколько призов; Максим Дроздов был награждён специальным призом Венецианского кинофестиваля за лучшую операторскую работу в картине «Бумажный солдат»; Антон Сиверс получил несколько наград, в том числе «Золотого орла»; фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (звукорежиссер – Полина Волынкина) удостоился «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру, «Золотого орла» за лучший сценарий, а также других престижных премий; Артём Антонов удостоился также нескольких наград за картину «Столичный скорый», участвовав с ней в программах Каннского и Карловарского фестивалей, а также на «Кинотавре».
  Факультет экранных искусств давно поддерживает творческие связи с различными зарубежными киношколами, такими, например, как датская медиашкола, Высший институт кино и телевидения им. Конрада Вольфа (Германия), киношколы Испании, Великобритании, Венгрии, Финляндии и др.
  В апреле 2011 года на базе факультета экранных искусств был создан Институт экранных искусств, в который вошли: факультет творческих экранных профессий (бывший факультет экранных искусств — ФЭИ), Учебный киновидеоцентр, отдел дополнительного образования.
  В ноябре 2014 года факультету творческих экранных профессией было возвращено оригинальное название - факультет экранных искусств. В связи с переходом вузов России на двухуровневую систему подготовки специалистов в соответствии с Болонскими соглашениями, на факультете был совершён набор бакалавров по специальности «Драматургия».
  В 2015 году впервые состоялся набор по специальности «Актёрское искусство», а также в магистратуру по направлению «Драматургия».
  На факультете накоплен солидный опыт работы по подготовке творческих кадров для кино и телевидения, сформирован педагогический состав, в который вошли ведущие специалисты в области кинематографии:
40 преподавателей являются членами Союза кинематографистов и других творческих союзов России;
5 — членами европейских киноакадемий;
10 — членами киноакадемии «Золотой орёл»;
16 — членами кинематографических искусств «Ника»;
2 — членами телевизионной академии России;
4 – лауреатами Государственной премии Российской Федерации;
3 – народными артистами Российской Федерации.