Анна Гудкова: «Редактор – это ваш соратник»

7 декабря 2015

4 декабря в СПбГИКиТ состоялся мастер-класс главного редактора кинокомпании Art Pictures, куратора питчинга фестиваля «Кинотавр» Анны Гудковой. Слушатели узнали, чем живут крупные российские кинокомпании и как заинтересовать их своим проектом

Анна Гудкова является членом жюри российских и международных кинофестивалей. Компания Art Pictures, где Анна занимает пост главного редактора, основана Федором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским. Среди выпущенных Art Pictures фильмов «Сталинград», «Духless», «ЖАRA»,  «Девятая рота», «Батальонъ», «Только не Они», «Воин».

– Я пришла, чтобы здесь кого-нибудь найти, – начала свое выступление Анна. – Потому что мы, как любая другая компания, ищем авторов. И все, что я здесь буду говорить, для того, чтобы кто-то из вас потом ко мне пришел, что-то прислал, я это прочла, страшно полюбила и мы сделали бы с вами вместе кино. Это главная моя задача.

Основная часть встречи была посвящена ответам на вопросы слушателей, которых оказалось очень много. Но прежде чем перейти к ним, Анна рассказала о компании в которой работает, а также о профессии киноредактора:

– Киноредактор – это первый человек, которого вы встречаете, входя в кинокомпанию. Он либо открывает перед вами двери, либо закрывает их. И, к сожалению, за редакторами тянется длинный шлейф разнообразных неприятных ассоциаций, которые не всегда справедливы.

Анна Гудкова напомнила, что профессия редактора существует не так давно. И еще в XIX веке писатели редактировали друг друга сами: как Пушкин редактировал Гоголя, а Тургенев – Фета.

– Профессия редактора появилась в 20-30 годы ХХ века, когда образование стало массовым и всеобщим. И любой крестьянин мог принести свой труд в редакцию газеты или журнала, – рассказала Анна. – И так как страна была нацелена на то, чтобы дать голос молчавшим до этого времени слоям населения, их работу  надо было сделать читабельной. И тогда на сцену выходил редактор, который пытался сделать из ничего что-то.

Со временем профессия редактора стала все более приобретать функции цензора. И теперь ее представители не только совершенствовали тексты, но, зачастую, и уродовали их.

– После крушения Советского Союза, первое от чего отказывались компании – функция редактуры, – отметила Анна. – Это привело к понижению качества киноматериала, который мы видим. Но компании крупные и профессиональные редактуру сохраняли всегда.

Дальнейший разговор был посвящен тому, что должен сделать молодой кинематографист, чтобы не оттолкнуть редактора своим сценарием или заявкой:

– Перед тем, как  отправлять сценарий, вы можете посмотреть, чем занимается кинокомпания. Делала ли она когда-либо трэш-триллеры или пока нет. Умеет ли она работать с суперэкспериментальными видеоинсталляциями или не совсем. Или делает фильмы про беременного Дюжева, и ей так нравится. И тогда нет смысла ломиться в эту дверь, и стоит узнать о существовании какой-то другой.

Роль заявки проекта достаточно велика, но ее не стоит переоценивать, потому что все, в конечном итоге, зависит от сценария:

– Очень часто бывает, что человек, который блестяще пишет сценарий вообще не умеет писать заявки. А человек, который пишет заявки по рублю ведро, кроме этого ни на что не годится. Можно попросить кого-нибудь написать эту заявку за вас. Или добиться, чтобы кто-нибудь прочел ваш сценарий.

По словам Анны, компания Art Pictures заинтересована в современных историях в любом жанре: драма, мелодрама, комедия, детектив. Однако и здесь есть свои ограничения:

– Если вы пишете романтическую комедию, то не стоит ее писать точно также как эти три фильма, что позавчера вышли на экраны. А, наверное, имеет смысл пойти в какую-то другую сторону и придумать другую комедию. Если вы размышляете о герое, не стоит брать в качестве персонажа того, которого вы  никогда не видели, а только слышали, что такие бывают. Например, видели его в сериале на телеканале «Россия» и решили что это именно тот герой, которого мы ждем. Мы его не ждем. Мы его уже видели.

Но самое главное, по словам Анны Гудковой, писать сценарии таких фильмов, за которые сам автор хотел бы заплатить деньги, если бы их показывали в кино:

– Если вы будете смотреть на свои собственные произведения под этим углом и как-то представлять себе конечного адресата вашего текста, то шансы на то, что он превратится в картинку, которую будут показывать во всех кинотеатрах страны, значительно возрастут.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ


Яндекс.Метрика