- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Научно-педагогический состав
- Ректорат
- Первый проректор
- Проректор по учебной и научной работе
- Проректор по экономике
- Проректор по воспитательной работе и художественно-творческой деятельности
- Начальник управления по безопасности и цифровизации
- Проректор по административно-хозяйственной деятельности
- Начальник управления информационных технологий и цифровизации
- Администрация колледжа
- Деканы факультетов
- Руководители служб
- Профессорско-преподавательский состав
- Почетные профессора СПбГИКиТ
- Заслуженные работники СПбГИКиТ
- Выборы ректора
- Ректорат
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Учебные подразделения
- Абитуриенту
- Деятельность
- Образовательная деятельность
- Научная деятельность
- Международная деятельность
- Консультации психологов
- Мастер-классы и творческие встречи
- Художественно-творческий центр
- Центр профессиональных инициатив
- Воспитательная деятельность
- Карьерное и инклюзивное сопровождение
- Библиотека
- Законность и правопорядок
- Готов к труду и обороне (ГТО)
- Профсоюз преподавателей и сотрудников
- ООО МИП "Продюсерский центр "СПбГИКиТ-Дебют"
- Национальный проект "Наука и университеты"
- Студенческая жизнь
«Кинематографические «корни» у наших и европейских студентов – одинаковые»
17 июля 2014
Ежегодный образовательный кинофестиваль “Illumentaion”/ИллюмЕнация” в Хельсинки объединил преподавателей и студентов Университета кино и телевидения с коллегами из киношкол со всего мира. Старший преподаватель кафедры режиссуры СПбГУКиТ Александр Марков, в сферу профессиональных интересов которого входят вопросы сохранения киноматериалов, подготовил подробный отчет о поездке.
С 5 по 10 мая 2014 года меня пригласили принять участие в образовательном кинофестивале “Illumentaion”/ИллюмЕнация” в столицу Финляндии. Уже несколько лет я занимаюсь переосмыслением фильмотечного материала и киноколлажами, поэтому тема для семинара родилась сама собой: «Stop shooting, Go to the archives»/«Кончай снимать, иди в архивы!».
Провокационность названия была обусловлена желанием привлечь внимание студентов к архивным съемкам. И дело тут не только в официальных кинофондах, но и в архивах частных, создающихся обычно спонтанно. Сейчас каждый из нас «вооружен» каким-либо цифровым средством, записывающим изображение. По сути дела, неосознанно, мы уже «пишем» историю самих себя и нашего окружения. Другой вопрос, если возникает идея создания фильма, как весь этот материал организовать?
И тут, профессия (режиссура, сценарное дело и монтаж) выходит на первый план. В истории кино накопилось достаточно примеров так называемых «монтажных фильмов», которые отличаются по материалу и структуре. Об этом я и рассказывал студентам разных кинематографических профессий и киношкол: СПбГУКиТ, швейцарского университета искусств (ZhdK), шведской академии искусств (SADA), а также пригласившей нас стороны – финского университета искусств и дизайна (Aalto) и киношколы ELO.
У образовательного фестиваля «ИллюмЕнация» есть своя история. Он проводится раз в два года. В 2010 году сюда приглашали начинающих кинематографистов из Гетеборга, Монреаля и Берлина; в 2012 – из Нью-Йорка, Брюсселя и Лиллехаммера. Каждую киношколу обычно представляют два преподавателя и шесть студентов. Соединить обучающихся разным кинематографическим профессиям, дать возможность не только послушать лекции и семинары, но и закрепить теоретический материал на практике – главная цель образовательных воркшопов. Название «ИллюмЕнация» можно трактовать по-разному, но для меня – это нечто вроде маяка, освещающего путь начинающего кинематографиста.
Несмотря на то, что рабочим языком был английский, всех объединил язык кинематографа, «визуальный эсперанто» наших дней. Интенсивное обучение имеет свои преимущества. У студентов нет времени отвлекаться на «суровые будни». С утра до вечера – работа в киношколе. Интернациональный коллектив разжигает любопытство. Утро первого дня было посвящено знакомству – в одном из павильонов хельсинской киношколы ELO собралось около ста участников. Чтобы успеть представиться друг другу, каждому давалась минута на краткий рассказ о себе и о том, какой фильм сильнее всего запомнился из детства. Оказалось, что кинематографические «корни» наших и европейских студентов, в общем и целом одинаковые: «Назад в будущее» Роберта Земекиса, «Король Лев» студии Диснея, «Терминатор 2: судный день» Джеймса Камерона.
Акцент большинства занятий ставился на постановочном кино. Европейские преподаватели очерчивали правила игры, а студенты собирались в творческие группы и выполняли задания. Далее привожу несколько практических заданий:
Движение в фильме/Movement in the film
Студентам предлагалось изучить зависимость между движением камеры и персонажей в мизансцене. В этом воркшопе участвовала и снималась студентка Университета кино и телевидения Ольга Хорошавина (режиссер телепрограмм, 4 курс, группа 7051).
One short/two shorts/Одним планом или двумя
Одна и та же сцена с двумя героями снималась одним планом и двумя планами («восьмеркой»). Съемки осуществили Ольга Хорошавина и Полина Короткова (режиссер телепрограмм, 4 курс, группа 7051).
Milieu workshop/Место съемки
Студенты выбирали разные места съемок и, в зависимости от условий съемочного пространства, придумывали истории с двумя актерами. Монтаж и запись звука в этом воркшопе выполнил студент Владимир Пивнев (режиссер телепрограмм, 4 курс, 413 группа).
Александр Марков,
cтарший преподаватель кафедры режиссуры СПбГУКиТ