Учебная деятельность кафедры радиотехники и информационных технологий

На­ряду с учеб­ной и на­уч­ной ра­ботой кол­лектив ка­фед­ры пос­то­ян­но ра­ботал и ра­бота­ет над соз­да­ни­ем учеб­но-ме­тоди­чес­ко­го обес­пе­чения учеб­но­го про­цес­са. Пре­пода­вате­лями ка­фед­ры на­писа­ны и из­да­ны учеб­ни­ки и учеб­ные по­собия по спе­ци­аль­ным дис­ципли­нам учеб­но­го пла­на.

Ос­новные из них:

  • Хви­ливиц­кий С.И., Ме­дяко­ва Л.В. «Рас­чет и про­ек­ти­рова­ние уси­лите­лей низ­кой час­то­ты»
  • Фе­досе­ев П.Г. «Вып­ря­мите­ли и ста­били­зато­ры», «Ос­но­вы про­ек­ти­рова­ния тран­зистор­ных ста­били­зато­ров нап­ря­жения», «Элект­ро­тех­ни­ка»
  • Ишут­кин Ю.М., Ра­ковс­кий В.В. «Из­ме­рения в ап­па­рату­ре за­писи и восп­ро­из­ве­дите зву­ка ки­нофиль­мов»
  • Са­вичев С.С. «Ав­то­мати­ка и ав­то­мати­зация про­из­водс­твен­ных про­цес­сов в ки­нема­тог­ра­фии», «Вве­дение в элект­рон­ное ки­но»
  • Кри­возу­бов В.Н., Са­вичев С.С., Яков­ле­ва Л.П. «Уп­равле­ние про­цес­сом счи­тыва­ния ин­форма­ции с оп­ти­чес­ких дис­ков» и др.

В пе­реч­не учеб­ных дис­циплин ка­фед­ры в нас­то­ящее вре­мя по­яви­лись но­вые наз­ва­ния, но­вые раз­де­лы, но­вые спе­ци­али­зации. Это свя­зано с не­об­хо­димостью оз­на­ком­ле­ния сту­ден­тов с ак­тивно раз­ви­ва­ющи­мися но­выми нап­равле­ни­ями ки­нема­тог­ра­фа: элект­рон­ный циф­ро­вой ки­нема­тог­раф, оцен­ка ка­чест­ва изоб­ра­жения в элект­рон­ном и циф­ро­вом ки­нема­тог­ра­фе, комп­лекс обо­рудо­вания для циф­рой ки­нема­тог­ра­фии и др.

По-преж­не­му ак­ту­аль­ной яв­ля­ет­ся за­дача по до­пол­ни­тель­ной компьюте­риза­ции про­цес­са обу­чения с вос­пи­тани­ем на­выков прак­ти­чес­кой ра­боты.

В учеб­ном пла­не ка­фед­ры по­яви­лись дис­ципли­ны и раз­де­лы дис­циплин:

  • Компьютер­ная раз­ра­бот­ка ана­лого­вых уст­рой­ств об­ра­бот­ки зву­ковых сиг­на­лом
  • Компьютер­ная раз­ра­бот­ка циф­ро­вых уст­рой­ств об­ра­бот­ки зву­ковых сиг­на­лов

Для оз­на­ком­ле­ния с элект­рон­ным циф­ро­вым ки­нема­тог­ра­фом, со спо­соба­ми фор­ми­рова­ния  эк­ранно­го изоб­ра­жения  элект­рон­ным  ме­тодом  вве­ден раз­дел: Уп­равле­ние про­цес­сом счи­тыва­ния ин­форма­ции с оп­ти­чес­ко­го дис­ка, не­суще­го ин­форма­цию в циф­ро­вом ва­ри­ан­те ки­нофиль­ма.

Нап­равле­ния учеб­ной деятельности:

1. Те­ория и тех­ни­ка за­писи сиг­на­лов

Пер­во­началь­но это бы­ла за­пись толь­ко зву­ковых сиг­на­лов, но пос­те­пен­но рам­ки это­го нап­равле­ния рас­ши­рились за счет за­писи нез­ву­ковых сиг­на­лов, в том чис­ле инф­раз­ву­ковых, те­леви­зи­он­ных, им­пуль­сных.

На­уч­но-исс­ле­дова­тель­ские ра­боты ка­фед­ры по дан­но­му нап­равле­нию бы­ли пос­вя­щены раз­ви­тию те­ории и тех­ни­ки за­писи и восп­ро­из­ве­дения раз­личных сиг­на­лов, в част­нос­ти:

  • вли­янию рас­се­яния све­та в про­цес­се за­писи и пе­чати фо­тог­ра­фичес­ких фо­ног­рамм;
  • вли­янию эф­фекта са­мораз­магни­чива­ния маг­нитных фо­ног­рамм;
  • исс­ле­дова­нию тер­моплас­ти­чес­кой за­писи сиг­на­лов;
  • исс­ле­дова­нию пря­мопо­зитив­ной фо­тог­ра­фичес­кой за­писи зву­ка;
  • ана­лизу прост­ранс­твен­ных по­лей маг­нитных го­ловок;
  • исс­ле­дова­нию шу­мов при за­писи и восп­ро­из­ве­дении фо­ног­рамм;
  • исс­ле­дова­нию не­линей­ных ис­ка­жений при фо­тог­ра­фичес­кой за­писи;
  • исс­ле­дова­нию ха­рак­те­рис­тик им­пуль­сной (циф­ро­вой) маг­нитной за­писи и спо­собов по­выше­ния плот­ности за­писи сиг­на­лов;
  • исс­ле­дова­нию  пуш­пуль­ной и мно­годо­рожеч­ной фо­тог­ра­фичес­ких фо­ног­рамм;
  • улуч­ше­нию ха­рак­те­рис­тик све­томо­дули­ру­ющих уст­рой­ств и мо­дуля­торов све­та раз­личных ви­дов;
  • спект­раль­но­му сог­ла­сова­нию эле­мен­тов зву­ковосп­ро­из­во­дящих сис­тем ки­ноп­ро­ек­то­ров для восп­ро­из­ве­дения фо­тог­ра­фичес­ких фо­ног­рамм с ха­рак­те­рис­ти­ками ки­ноп­ле­нок;
  • исс­ле­дова­нию па­рамет­ров  и ха­рак­те­рис­тик раз­личных но­сите­лей за­писи (ки­ноп­ле­нок, маг­нитных лент, в том чис­ле ме­тал­ли­чес­ких, би­метал­ли­чес­ких), с целью улуч­ше­ния пе­реда­чи зву­ковых и дру­гих сиг­на­лов;
  • исс­ле­дова­ние ма­тери­алов и конс­трук­ций маг­нитных го­ловок за­писи, сти­рания и восп­ро­из­ве­дения для раз­личных сиг­на­лов;
  • исс­ле­дова­нию ла­зер­ной за­писи зву­ка;
  • исс­ле­дова­нию зву­ковосп­ро­из­во­дящих уст­рой­ств с целью улуч­ше­ния их ха­рак­те­рис­тик и др.

Ра­боты дан­но­го нап­равле­ния про­води­лись ка­фед­рой ли­бо в про­цес­се вы­пол­не­ния дис­серта­ци­он­ных ра­бот, ли­бо по за­казу и в сод­ру­жест­ве с предп­ри­ятиями, НИИ, КБ, та­кими как Ле­нинг­рад­ское оп­ти­ко-ме­хани­чес­кое объеди­нение (ЛО­МО), Все­со­юз­ный на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ский ки­нофо­то­инс­ти­тут (НИК­ФИ), НПО «Эк­ран», «Би­офизп­ри­бор», Все­со­юз­ный на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ский инс­ти­тут те­леви­дения и ра­ди­ове­щания (ВНИ­ИТР), ЦНИ­ИЧЕР­МЕТ, «Фер­рит», ПО «Ко­пир­фильм» и конк­рет­ные ки­ноко­пиро­валь­ные фаб­ри­ки (в го­родах Ле­нинг­ра­де, Моск­ве, Ки­еве), «Гос­ни­ихим­фо­топ­ро­ект», Мос­ковс­кий инс­ти­тут свя­зи, Виль­нюсс­кий KБ маг­нитной за­писи, Ки­евс­кий по­литех­ни­чес­кий инс­ти­тут и др.

Учеб­ные  дис­ципли­ны  ка­фед­ры, от­но­сящи­еся к это­му нап­равле­нию: «За­пись и восп­ро­из­ве­дение сиг­на­лов», «За­пись ауди­ови­де­осиг­на­лов», «Ос­но­вы зву­котех­ни­ки», «Фи­зика и тех­ни­ка маг­нитной за­писи», «Циф­ро­вая маг­нитная за­пись», «Ос­но­вы зву­коза­писи», «Спе­ци­аль­ные воп­ро­сы за­писи восп­ро­из­ве­дения зву­ка».

Ос­новные пуб­ли­кации ка­фед­ры в этом нап­равле­нии — это кни­ги B.A. Бур­го­ва «Ос­но­вы за­писи и восп­ро­из­ве­дения зву­ка», «Оп­ти­чес­кая за­пись зву­ка», «Фи­зика маг­нитной зву­коза­писи», «Ме­хани­чес­кая зву­коза­пись», «Те­ории фо­ног­рамм», кни­га З.В. Ци­рули­ной «Ос­но­вы зву­котех­ни­ки», учеб­ные по­собии «Спе­ци­аль­ные воп­ро­сы за­писи и восп­ро­из­ве­дения зву­ка», «Вве­дение в зву­котех­ни­ку», нес­коль­ко учеб­но-ме­тоди­чес­ких по­собий Е.А. Под­горной, ме­тоди­чес­кие по­собия, на­уч­ные статьи на меж­ду­народ­ных, все­со­юз­ных, го­родс­ких, от­расле­вых, меж­ву­зовс­ких и дру­гих кон­фе­рен­ци­ях.

В.Д. Грибов объясняет способ зарядки кинопроектора

В.Д. Грибов объясняет способ зарядки кинопроектора

2. Ап­па­рат­но-тех­но­логи­чес­кое нап­равле­ние вклю­ча­ет в се­бя прин­ци­пы и пост­ро­ения про­фес­си­ональ­ной ап­па­рату­ры зву­котех­ни­чес­ких комп­лек­сов, сту­дий зву­коза­писи в ки­но, те­леви­дении, ра­ди­ове­щании, грам­за­писи, ки­нокон­церт­ных за­лов и дру­гих зре­лищ­ных предп­ри­ятий, уст­рой­ства об­ра­бот­ки зву­ковых сиг­на­лов, ап­па­рату­ру и тех­но­логию синх­ро­низа­ции зву­ки и изоб­ра­жения, за­пись и восп­ро­из­ве­дение слу­жеб­ной ко­диро­ван­ной ин­форма­ции и т.д.

С 1973 го­да сю­да же вош­ло нап­равле­ние «Филь­моп­ро­из­водс­тво» ког­да ре­шени­ем ГОС­КИ­НО СССР в учеб­ные пла­ны элект­ро­тех­ни­чес­ко­го (ны­не ФАВТ) и чуть позд­нее ме­хани­чес­ко­го (ны­не ФПСКиТ) фа­куль­те­тов бы­ла вклю­чена дис­ципли­на «Тех­но­логия филь­моп­ро­из­водс­тва».

В нас­то­ящее вре­мя это нап­равле­ние рас­ши­рилось до тех­но­логии про­из­водс­тва и де­монс­три­рова­ния раз­личных ауди­ови­зу­аль­ных прог­рамм, а те­перь и муль­ти­меди­ап­рограмм.

По это­му нап­равле­нию ка­фед­ра сот­рудни­чала в те­чение мно­гих лет с НИК­ФИ,  ЦКБ ки­но­ап­па­рату­ры НПО «Эк­ран», ЛО­МО, ки­нос­ту­ди­ями «Лен­фильм», «Мос­фильм», Ки­евс­кой  ки­нос­ту­ди­ей  им. Дов­женко, Санкт-Пе­тер­бург­ской (ра­нее Ле­нинг­рад­ской) ки­нос­ту­ди­ей до­кумен­таль­ных филь­мов, СПБГУ­Пом и др.

Учеб­ные дис­ципли­ны ка­фед­ры, со­от­ветс­тву­ющие дан­но­му нап­равле­ние: Зву­котех­ни­чес­кое  обо­рудо­вание ки­но- и те­лес­ту­дий» (ФАВТ), «Тех­но­логия зву­коза­писи и зву­коре­жис­су­ра» (ФАВТ), «Тех­но­логия филь­моп­ро­из­водс­тва и ки­нопо­каза» (ФАВТ), «Ауди­ови­зу­аль­ная тех­ни­ка и тех­но­логия про­из­водс­тва ауди­ови­зу­аль­ных прог­рамм» (ФЭИ), «Тех­но­логия муль­ти­медий­ных прог­рамм (ФАВТ), «Ауди­ови­зу­аль­ная тех­ни­ка и тех­но­логия» (ФЭИ), «Ауди­ови­зу­аль­ная тех­ни­ка» (ФМК).

Ос­новные на­ибо­лее круп­ные учеб­ные и ме­тоди­чес­кие раз­ра­бот­ки сот­рудни­ков ка­фед­ры по это­му нап­равле­нию: «Зву­котех­ни­чес­кие комп­лек­сы для за­писи му­зыки» и «Зву­коте­хи­ичес­кие комп­лек­сы для за­писи ре­чи» (К.Г.Ер­шов, С.Б. Де­ментьев), кни­га К.Г.  Ер­шо­ва «Ки­носъемоч­ная тех­ни­ка» с гла­вами по тех­но­логии филь­моп­ро­из­водс­тва и зву­ковой ап­па­рату­ре, кни­га «Ви­де­ообо­рудо­вание», 3  час­ти учеб­но­го по­собия «Тех­но­логия филь­моп­ро­из­водс­тва» (съемоч­ный про­цесс, мон­тажно-то­ниро­воч­ный пе­ри­од, ти­ражи­рова­ние филь­мов), по­собия Ю.Г. Чи­жевс­ко­го, И.Н. Еси­пен­ко и др.

3. Ки­ноте­ат­раль­ное нап­равле­ние.

В раз­ви­тие это­го нап­равле­ния, су­щест­ву­юще­го на ка­фед­ре с са­мого на­чала, внес­ли боль­шой вклад до­цен­ты С.Р.Бар­ба­нель, Н.Н.Уса­чев.

В нас­то­ящее вре­мя это нап­равле­ние вклю­ча­ет в. се­бя, кро­ме ки­ноте­ат­ров так­же ви­де­оза­лы, за­лы мно­гоце­лево­го наз­на­чения (ки­нокон­церт­ные за­лы, дру­гие уни­вер­саль­ные за­лы), т.е. все ви­ды зре­лищ­ных предп­ри­ятий, в том чис­ле так на­зыва­емые «до­маш­ние ки­ноте­ат­ры».

По дан­но­му нап­равле­нию ка­фед­ра ус­пешно на про­тяже­нии мно­гих лет сот­рудни­чала  с  ос­новным  про­ект­ным  инс­ти­тутом   от­расли  ГИП­РО­КИНО, точ­нее — с его Ле­нинг­рад­ским фи­ли­алом, единс­твен­ным в стра­не про­ект­ным инс­ти­тутом, про­ек­ти­ровав­шим ки­ноте­ат­ры и ки­нокон­церт­ные за­лы, прив­ле­кая его сот­рудни­ков к  пре­пода­ванию на ка­фед­ре. Кро­ме то­го,  ка­фед­ра осу­щест­вля­ла сот­рудни­чест­во с со­от­ветс­тву­ющи­ми ла­бора­тори­ями НИК­ФИ, с ор­га­низа­ци­ями раз­лично­го уров­ня, за­нима­ющи­мися воп­ро­сами ки­нопо­каза oт Глав­но­го уп­равле­ния ки­нофи­кации и ки­ноп­ро­ката Гос­ки­но СССР до ле­нинг­рад­ских го­родс­ко­го и об­ласт­но­го уп­равле­ний ки­нофи­кации и конк­рет­ных ки­ноте­ат­ров.

Учеб­ные дис­ципли­ны ка­фед­ры, со­от­ветс­тву­ющие дан­но­му нап­равле­нию «Ки­ноте­ат­ры и их обо­рудо­вание», «Ки­нотех­но­логи­чес­кие комп­лек­сы», «Экс­плу­ата­ция ки­нотех­но­логи­чес­ко­го обо­рудо­вания», «Про­ек­ти­рова­ние ки­нотех­но­логи­чес­ких комп­лек­сов».

Ос­новные учеб­ные по­собия по это­му нап­равле­нию бы­ли под­го­тов­ле­ны С.Р. Бар­ба­нелем (в ка­чест­ве ав­то­ра и со­ав­то­ра мно­гих книг): «Мон­таж и обо­рудо­вание ки­но­ус­та­новок», «Спра­воч­ная кни­га ки­номе­хани­ка и ки­нотех­ни­ка», «Обо­рудо­вание ки­ноте­ат­ров», «Ши­роко­фор­матные ки­ноте­ат­ры» и др, К.Г. Ер­шов и Н.Н. Уса­чев участ­во­вали в соз­да­нии сов­мест­ной с ки­нокол­леджем кни­ги «Ки­ноте­ат­ры и ви­де­оза­лы». Бы­ли из­да­ны так­же учеб­ные по­собия по ки­нопо­казу: «Ка­чест­во ки­нопо­каза» (Н.Н. Уса­чев), «Пси­хофи­зика ки­нопо­каза» (В.А. Бур­гов). В пос­леднее вре­мя нес­коль­ко учеб­но-ме­тоди­чес­ких по­собий опуб­ли­кова­но В.Д. Гри­бовым.

Е.А. Подгорная и один из её учеников
Е.А. Подгорная и один из её учеников

4. Зву­ко­опе­раторс­кое (или зву­коре­жис­серс­кое) нап­равле­ние.

Ес­ли в 30-40-е гг. со­дер­жа­ние под­го­тов­ки спе­ци­алис­тов на ФАВТ, вклю­чая тех, кто за­тем ра­ботал зву­коре­жис­се­рами ки­нофиль­мов (тог­да они на­зыва­лись зву­ко­опе­рато­рами) или зву­коре­жис­се­рами те­леви­дения, ра­дио, сту­дий грам­за­писи, кон­церт­ных и ки­нокон­церт­ных за­лов бы­ло прак­ти­чес­ки пол­ностью тех­ни­чес­ким, то с 50-х го­дов для дан­ной спе­ци­али­зации ста­ли пре­пода­вать и не­кото­рые дис­ципли­ны, свя­зан­ные с му­зыкой, ки­но­ис­кусс­твом и зву­коре­жис­су­рой. С 1983 го­да это нап­равле­ние ста­ло бо­лее пол­но­цен­ным, так как уве­личил­ся объем но­вых спе­ци­аль­ных дис­циплин, бы­ли вве­дены ин­ди­виду­аль­ные за­нятия, до­пол­ни­тель­ная спе­ци­аль­ная учеб­ная прак­ти­ка, из­ме­нилась в сто­рону тех­но­логии зву­коза­писи те­мати­ка дип­ломных ра­бот. Боль­шую роль в этом сыг­рал зву­коре­жис­сер выс­шей ка­тего­рии ЛСДФ Е.В. Ни­куль­ский.

С отк­ры­ти­ем в на­шем ву­зе в 1992 го­ду фа­куль­те­та эк­ранных ис­кусств со спе­ци­аль­ностью «Зву­коре­жис­су­ра» роль, объем и зна­чение это­го нап­равле­ния зна­читель­но воз­росли, что яв­ля­ет­ся не­сом­ненной зас­лу­гой про­фес­со­ра В.А Бур­го­ва, ко­торый пер­вым в ву­зе, от­расли, в стра­не по­нял важ­ность для вы­пус­ка­емых ву­зом спе­ци­алис­тов изу­чения воп­ро­сов восп­ри­ятия изоб­ра­жении и зву­ка, ка­чест­ва зву­чания и изоб­ра­жения, вы­работ­ки кри­тери­ев оцен­ки этот ка­чест­ва, воп­ро­сов свя­зи субъек­тивно­го восп­ри­ятия зву­ка и изоб­ра­жения с со­от­ветс­тву­ющи­ми объек­тивны­ми па­рамет­ра­ми ки­нема­тог­ра­фичес­ких и те­леви­зи­он­ных сис­тем.

Ра­бота по дан­но­му нап­равле­нию всег­да про­води­лась в сот­рудни­чест­ве со спе­ци­алис­та­ми зву­котех­ни­ками   и зву­ко­опе­рато­рами ки­но- и те­лес­ту­дий Ле­нинг­ра­да (Санкт-Пе­тер­бурга) «Лен­фильм», «Лен­на­уч­фильм», ЛСДФ, ТРК «Пе­тер­бург», со спе­ци­алис­та­ми   Уни­вер­си­тета   те­леком­му­ника­ции  име­ни про­фес­со­ра Бонч-Бру­еви­ча, Уни­вер­си­тета аэро­кос­ми­чес­ко­го при­борост­ро­ения, спе­ци­алис­та­ми ВГИ­Ка, Гу­мани­тар­но­го уни­вер­си­тета проф­со­юзов.

Учеб­ные дис­ципли­ны ка­фед­ры, со­от­ветс­тву­ющие дан­но­му нап­равле­нию «Тех­но­логия зву­коза­писи и зву­коре­жис­су­ра» (ФАВТ), «Ос­но­вы зри­тель­но-слу­хово­го восп­ри­ятия филь­мов» (ФАВТ, ФЭИ), «Тех­но­логи­чес­кие ос­но­вы зву­коре­жис­су­ры» (ФЭИ), «Ква­лимет­рия зву­ка и изоб­ра­жения» (ФАВТ, ма­гист­ра­тура).

Учеб­ны­ми по­соби­ями здесь слу­жат в ос­новном ори­гиналь­ные ра­боты про­фес­со­ра В.А. Бур­го­ва («Пси­хофи­зика» и дру­гие), а так­же пуб­ли­кации Н.И. Двор­ко.

По всем вы­шепе­речис­ленным нап­равле­ни­ям ра­боты ка­фед­ры зву­котех­ни­ки соз­да­ны учеб­ные ла­бора­тории, ос­на­щен­ные спе­ци­аль­ной ап­па­рату­рой и обо­рудо­вани­ем, рас­по­ложен­ные с 1979 го­да в спе­ци­аль­но спро­ек­ти­рован­ных по­меще­ни­ях (про­ект ЛФ «ГИП­РО­КИНО») учеб­но-ла­бора­тор­но­го кор­пу­са № 3 (Бу­харест­ская ул., 22).

В этих ла­бора­тори­ях раз­ме­щены ап­па­ратур­но-тех­но­логи­чес­кие комп­лек­сы ре­чево­го и шу­мово­го оз­ву­чива­ния ки­но- и ви­де­офиль­мов, пе­реза­писи фо­ног­рамм ки­нофиль­мов, ана­лого­вой и циф­ро­вой за­писи му­зыки, ко­пиро­вания фо­ног­рамм, мон­та­жа фо­ног­рамм, син­те­за му­зыки, фо­ноте­ка, ла­бора­тория фи­зичес­ких ос­нов за­писи сиг­на­лов, ла­бора­тория ос­нов зву­котех­ни­ки, ки­нотех­но­логи­чес­кие комп­лек­сы всех ви­дов  и фор­ма­тов,  комп­лекс «до­маш­не­го  ки­ноте­ат­ра» с ви­де­оп­ро­ек­ци­ей на боль­шой эк­ран и со зву­ковосп­ро­из­ве­дени­ем по сис­те­ме Дол­би, компьютер­ный класс для мо­дели­рова­ния про­цес­сов за­писи, об­ра­бот­ки и восп­ро­из­ве­дения зву­ка.

Работа на микшерном пульте

Работа на микшерном пульте

Кро­ме то­го, ка­фед­ра зву­котех­ни­ки для рас­ши­рения воз­можнос­тей по­выше­ния ка­чест­ва вы­пус­ка­емых спе­ци­алис­тов в нап­равле­нии их прак­ти­чес­кой под­го­тов­ки ор­га­низо­вала свои фи­ли­алы на про­из­водс­твен­ных предп­ри­ятиях от­расли: на ки­нос­ту­дии «Лен­фильм» (с 1985 го­да) и в сис­те­ме ки­нофи­кации го­рода (с 1995 го­да), прив­ле­ка­ет спе­ци­алис­тов-прак­ти­ков для учас­тия в ра­боте ГА­Ков для оцен­ки вы­пуск­ных ра­бот вы­пуск­ни­ков.

Еже­год­но ка­фед­ра зву­котех­ни­ки вы­пус­ка­ет спе­ци­алис­тов, го­товых к ин­же­нер­ной ра­боте в на­шей от­расли, и смеж­ных от­раслях, во­ору­жен­ных как те­оре­тичес­ки­ми зна­ни­ями, так и прак­ти­чес­ки­ми на­выка­ми.

Поточную лекцию проводит доцент В.Д. Грибов
Поточную лекцию проводит доцент В.Д. Грибов